Промышленная стратегия Германии до 2030 г.
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Министр экономики Германии Питер Альтмайер (Peter Altmaier) представил 5 февраля Национальную промышленную стратегию Германии до 2030 года.

По словам Альтмайера, впервые разработана промышленная стратегия для немецкой экономики с общей целью "сохранения и дальнейшего повышения того огромного благосостояния", которое немцы накопили за 70 лет.  

Стратегия должна ответить на наиболее важные сегодня вызовы для немецкой промышленности:

  1. Германия:
    1. теряет свои передовые позиции в инновациях, технологии и ноу-хау. Например, Tesla Inc. обошла BMW AG, Mercedes-Benz Daimler AG и Volkswagen AG, выпустив жизнеспособные электромобили;
    2. а немецкие компании продолжат переходить к иностранным инвесторам через поглощения или совместные предприятия. Таким тревожным сигналом для Германии в переосмыслении своей отраслевой стратегии стало то, что в 2016 году китайская компания Midea Group Co. приобрела производителя роботов Kuka AG.
  2. Конкуренция США, стран Азии, прежде всего Китая, и Европы за глобальное экономическое лидерство ужесточается. В этой связи Германии необходим более активный подход в реагировании на американскую доктрину президента США Дональда Трампа «Америка превыше всего» и стратегию Китая «Сделано в Китае 2025». 

Основные направления стратегии:

  1. точечная поддержка ключевых отраслей промышленности - металлургии, химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, оптики, выпуск медицинского оборудования, «зеленой» науки и техники, национальной обороны, аэрокосмической промышленности, разработок и применения в области искусственного интеллекта и 3D-печати;
  2. повышение индустриализации экономики и доведение доли промышленности в ВВП с 23,4% до 25%;
  3. обеспечение конкурентоспособности германской промышленности в Европе и мире путем поддержки консолидации в секторе и создания европейских промышленных «чемпионов».

В качестве инструментов достижения задач стратегии предлагается использовать:

  • реформирование антимонопольных правил ЕС. В общей сложности уже 19 правительств стран ЕС готовы к этому, чтобы облегчить появление европейских промышленных гигантов, способных по своим размерам противостоять «жесткой конкуренции» со стороны США и Китая;
  • предоставление таким предприятиям энергоресурсов по более низким ценам и более конкурентоспособной системы налогообложения;
  • создание государственного инвестиционного фонда, который позволил бы правительству на определенное время приобретать доли в предприятиях с целью защитить их от нежелательных поглощений, или же целенаправленного формирования "национальных или европейских чемпионов" – крупных частных компаний, обладающих той критической массой, которая необходима, чтобы успешно противостоять на мировом рынке концернам из Китая, находящимся в руках государства или пользующимся его всемерной поддержкой, или интернет-гигантам из США;
  • ужесточение контроля за иностранными инвестициями.

Представленные Альтмайером направления и инструменты стратегии уже вызвали критику в Германии. Стратегию и ее авторов обвиняют в попытках государственного вмешательства в рыночную экономику, «субсидировании и регулировании» в интересах крупного бизнеса, которые не соответствуют либеральной экономике, приоритетах для него по сравнению со средними и малыми предприятиями.

Так, профессор университета Мангейма Ханс Петер Грюнер (Peter Grüner) заявил, что стратегия, «основанная на китайской модели» государственной поддержки, «не является вариантом», поскольку она снизит внутреннюю конкуренцию и приведет к повышению цен для потребителей. В тоже время Питер Бофингер (Peter Bofinger), член Совета экономических экспертов Германии, приветствовал тот факт, что правительство «думает об общей концепции промышленности и инноваций».

Теория, бесспорно, важна. Но реалии и скоротечность современных изменений в глобальной экономике оставляют мало времени на реагирование на национальном уровне и требуют «экспериментальных» действий.

«Промышленная стратегия 2030», убежден Альтмайер, необходима, потому что немецкие компании испытывают все большее давление со стороны инновационных фирм, которые получают государственную поддержку в Соединенных Штатах и Китае.

Подробная информация по экспорту зерновых культур и продуктов их переработки, балансам спроса и предложения, ценовым тенденциям, состоянию посевов и ходе уборочной/посевной кампании в Украине, а также по тенденциям на мировом рынке зерновых и масличных культур доступна подписчикам еженедельного издания «Неделя агробизнеса» от УкрАгроКонсалт.

 

УкрАгроКонсалт