Поле битвы — пшеница: Украина, Россия, Турция
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Эрен Ганхан Улусой, председатель Федерации производителей муки Турции

«Не так плоха украинская пшеница, как о ней говорят», приблизительно так ответил на наш первый вопрос председатель Федерации производителей муки Турции Эрен Ганхан Улусой. Он вместе с двумя десятками турецких агропроизводителей посетил Киев в начале декабря, чтобы обсудить с украинскими коллегами перспективы сотрудничества. Как Украине и Турции не только конкурировать на рынке пшеницы, но и найти точки соприкосновения, а также, как отразился на рынке Керченский кризис, он рассказал в блиц-интервью Latifundist.com.

Latifundist.com: Что сегодня происходит на мировом рынке пшеницы вообще и в Турции в частности?

Эрен Ганхан Улусой: 5 лет подряд в мире производилось больше пшеницы, чем потреблялось. Но этот год напомнил, что такое дефицит. Если говорить о Турции, то она выращивает почти столько пшеницы, сколько и потребляет около 19-20 млн т. Но ввиду того, что страна экспортирует продукты из пшеницы, мы также импортируем ее. 

Больше всего мы покупаем пшеницы в России по двум причинам: 1) Россия — наибольший экспортер; 2) благодаря Азовскому морю у нас удобные логистические возможности. Это маленькие суда, легкая доставка. 

Украина занимает третье место в нашем портфеле по объемам поставок пшеницы. Но из-за кризиса между Турцией и Россией 2017 г. Украина вышла на второе место. Это говорит о важности вашей страны для нас с геополитической точки зрения. Ввиду того, что в Турции растет количество населения и скоро эта цифра достигнет 100 млн человек, объемы импорта пшеницы будут расти. Мы рассчитываем на Украину в этом вопросе. 

Погрузка пшеницы на судно

Latifundist.com: Есть мнение, что украинская пшеница по качеству уступает российской. Вы с этим согласны? 

Эрен Ганхан Улусой: 10 лет назад была очень большая разница между украинской и российской пшеницей. Ваша продукция страдала от болезней и вредителей. По этой причине Турция в основном импортировала пшеницу из России, а не из Украины. Но опять же, два года назад, когда между Турцией и РФ возник политический конфликт, мы переориентировались на Украину. И качество вашей пшеницы уже было не тем, что 10 лет назад. Продукция существенно улучшилась, и сегодня для наших мукомолов нет принципиальной разницы российская или украинская пшеница. В 2017 году мы импортировали 500 тыс. т украинской пшеницы. 

Latifundist.com: А сколько в этом?

Эрен Ганхан Улусой: Существенно ниже, но вопрос не в качестве, а в цене. Украинская пшеница нам обходится дороже. Здесь вопрос технический и лежит в плоскости логистики. Российские судна небольшие и быстрые. Например, доставить продукцию из Новороссийска, FOB Азов — Ростов на $20 дешевле, чем из FOB Южный, Николаев или Одесса.

Latifundist.com: Как отразился на украинской пшенице Керченский кризис? Покупатели закладывают риски в цену фрахта?

Эрен Ганхан Улусой: После кризиса цены на транспортировки повысились на $4-5 за тонну украинской пшеницы. И мы тоже вынуждены с этим считаться.

Latifundist.com: Как на турецкой пшенице отразилось падение лиры?

Эрен Ганхан Улусой: В августе в Турции стремительно упала лира, наша валюта сильно обесценилась. По состоянию на сентябрь все импортные сделки были аннулированы. Мы были не исключением и также приостановили импортный план на месяц. Но в ноябре ситуация стабилизировалась, курс валют стал рациональным, лира набирает силу, и мы опять импортируем зерно по прежнему графику. 

Украинская пшеница

Latifundist.com: Как Вы сказали, 5 лет подряд было перепроизводство пшеницы. Насколько сейчас этот бизнес выгоден?

Эрен Ганхан Улусой: Я не считаю, что прибыльность в торговле пшеницей сильно зависит от производства, перепроизводства или дефицита. Здесь вопрос в другом. Когда волатильность слишком высокая, риски тоже повышаются и это, конечно, мешает предпринимателям составлять свои бизнес-планы. Когда ситуация стабилизируется, рисков становится меньше. 

Latifundist.com: А если говорить языком цифр, какова рентабельность мукомольного бизнеса в Турции?

Эрен Ганхан Улусой: У каждой компании свои показатели, но если брать в среднем — от 5 до 10%. 

Latifundist.com: На мукомольном рынке Турции высокая конкуренция?

Эрен Ганхан Улусой: В данное время у нас 550 мукомольных объектов. Производственные мощности составляют 32 млн т в год. Но мы обрабатываем в год 15,5 млн т пшеницы, то есть используем только половину мощностей. 

Latifundist.com: Поэтому сокращается количество мукомольных комплексов? 

Эрен Ганхан Улусой: Естественно. Маленькие объекты закрываются, а крупные компании увеличивают свои мощности. Хотя о монополизации нет и речи. У нас, опять же, 550 комплексов. Когда 10-20 компаний контролируют рынок, тогда можно говорить о монополизации. С нынешними темпами это произойдет разве через сто лет (смеется прим. ред.).

Мука

Latifundist.com: В Украине сейчас все меньше фермеров сеют пшеницу, отдавая предпочтения более дорогим масличным. А как в Турции?

Эрен Ганхан Улусой: У нас аналогичная ситуация. 15 лет назад площади под пшеницей составляли более 9 млн га, сегодня только 7 млн. 

Latifundist.com: Какие «пшеничные перспективы» у Черноморского региона?

Эрен Ганхан Улусой: Конечно, Украина как экспортер для нас является конкурентом. Впрочем, это не мешает нашим производителям сотрудничать. Особенно это актуально ввиду того, что через 10 лет Черноморский регион станет ключевым в производстве пшеницы кормовых сортов. Аналогично в экспорте. Если посмотреть на последние 15 лет, то за это время фокус в экспорте пшеницы сместился именно в сторону Украины, России, Казахстана, которые нарастили свои продажи на 21% в мировом рынке, особенно в регионах как Северная Африка и ближний Восток в которых США был самым сильным поставщиком — ee доля сократилась на 30%. 

Пшеничное поле

Расклад выглядит так: Россия сейчас №1 в мире по выращиванию пшеницы. Прогнозируется, что они смогут выращивать 120 млн т, при этом экспортируя 70 млн т. Если говорить в целом о регионе, в течение 8-10 лет любой экспортер в вашем регионе удвоит свои объемы экспорта. Так что Черноморский регион будет диктовать условия игры по пшенице. И в ближайшем будущем вряд ли у региона появится конкурент. 

Константин Ткаченко, Latifundist.com

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.