Мясное скотоводство Агрикор: родился, вырос и в плаванье
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая


Источник фото: Latifundist.com

Черниговская область встречала Latifundist.com пасмурной погодой и срывающимся дождем. Казалось, он так и хочет испортить нам планы поближе познакомиться с крупными рогатыми питомцами «Агрикор Холдинга» (входит в структуру «Агрейн»). Но мы были настойчивее, поэтому побывали в Борзнянском и Носовском районах и увидели хозяйство во всей красе.

Мы не только отправились на маточные фермы, где рождается жизнь и где теленок проводит свои первые полгода. Научились с закрытыми глазами отличать шароле породу от лимузина, узнали, почему не дождешься парного молока от коровы и как за день можно нарастить мышечную массу у быка. А главное, стали свидетелями экспортной сделки и провели в большое плавание на корабль партию мясного скота.

Казнить нельзя помиловать

По словам руководителя направления животноводства агрогруппы «Агрейн» Юрия Гудзя, еще лет 5 назад в Украине мясного скота насчитывалось более 100 тыс. голов. По официальной статистике, сегодня в стране осталось около 47 тыс. Однако реальные цифры гораздо меньше. Есть области, у которых вообще нет данного направления, например, Николаевская. По некоторым регионам количество поголовья насчитывает менее 1 000 голов на всю область.

Кликните для увеличения

«Фактически отрасль очень «узкая». Ее описание поместится на одном листе бумаги. Крупных производителей можно пересчитать по пальцам. Главным игроком является «Агрикор Холдинг» с поголовьем скота около 6 тыс. Далее —  «Баффало» от МХП около 5-6 тыс. За ними UkrLandFarming около 5 тыс. КРС и «Ратновский аграрий» — более 2 тыс. голов. Если сложить вместе с мелкими хозяйствами, то в лучшем случае осталось около 30-35 тыс. голов», отмечает специалист.

По данным Госстата, в целом поголовье КРС в Украине по состоянию на 1 сентября 2018 г. составило 3,97 млн. Это на 4,3% меньше, чем на аналогичную дату 2017 года. Судя по динамике отрасли, поголовье мясного скота последние 10 лет ежегодно сокращается. Если в 2008 г. оно составляло 120 тыс., то в 2016 г. — 58 тыс., а в 2017 г. — 55 тыс.

Кликните для увеличения

Часть специализированного мясного животноводства от общего поголовья КРС составляет 1,5%.  Для понимания кризиса отрасли в Украине можно посмотреть на примеры других государств. Так, страны Южной и Северной Америки имеют 75% мясного скота от всего поголовья, страны Европы — около 25%.

Судя по приведенным цифрам можно с прискорбием констатировать, что специализированное мясное животноводство в нашей стране просто умирает.

Корова наша, технология ваша

Но от грустной статистики перейдем к экскурсии. Первая наша локация — фидлот, иными словами, зона откорма. Именно здесь можно увидеть результат работы предприятия. На 7 га земель находятся 2 тыс. голов, которые по достижению необходимого веса отправятся на экспорт. Возраст КРС от 14 до 16 месяцев. Товарный вес колеблется в зависимости от породы. Шароле и лимузин — 700-750 кг; абердин и полесская — около 500-600 кг.

Глядя на этих красавцев, сложно поверить, что некоторые предприятия охотнее идут по пути сокращения поголовья, нежели его наращивания. Причина же кроется, во-первых, в низкой рентабельности отрасли и особенностях производственного цикла. Чтобы получить конечный продукт, понадобится 2,5-3 года. Ждать «длинные деньги» мало кому хочется. Во-вторых, стабильно нестабильная ситуация в стране не стимулирует развитие мясного скотоводства и наращивание поголовья.

«Мы еще три года тому назад также были в размышлениях, что нам делать: сокращать данное направление или же вообще закрывать. Глубоко проанализировали ситуацию и в итоге приступили к работе над себестоимостью и ценой. Себестоимость — это, в первую очередь, оптимизация технологии содержания животных. Цена — это поиск новых рынков сбыта. Это в результате позволило компании вывести данное направление в плюс. И мы уже с уверенностью можем говорить, что три года подряд наше направление является рентабельным», подчеркивает Юрий Гудзь.

Юрий Гудзь

Сегодня в «Агрикор Холдинге» можно увидеть несколько пород КРС мясного направления. Около половины всего поголовья составляют шароле и полесская мясная. Остальные — абердин-ангус, лимузин, симментальская мясная. Технология выращивания состоит из двух подпроцесов — выращивание телят и откорм.

Бык породы шароле

Телята рождаются и содержатся с коровой на подсосе, с апреля по декабрь находятся на выпасах . В возрасте 4-7 месяцев телят отлучают от коров и отправляют на откормочную площадку (фидлот).  Животные на откормочной площадке круглый содержатся беспривязно на отрытом воздухе и глубокой несменяемой подстилке (т.н. курганы). С одной стороны, это обеспечивает минимальные капитальные вложения. С другой — животным в таких условиях комфортно. На наше замечание о том, что на улице совсем не жарко, нам возражают. Оказывается, оптимальный температурный режим для крупного рогатого скота — от -15°С до +15°С.

Но команде Latifundist.com до бычьей морозоустойчивости еще далеко. Заметив, что мы изрядно замерзли, Юрий Гудзь предлагает ехать дальше. Следующие две остановки — маточные фермы и выпас. Они находятся на расстоянии около 90 км от нашей первой локации. Так что есть достаточно времени, чтобы согреться в машине и пообщаться. По дороге говорим об американской технологии выпаса, которую решили использовать в хозяйстве «Агрикор». По словам главного технолога по животноводству «Агрикор Холдинга» Александра Будника, здесь важную роль играет вопрос экономии и рентабельности.

«Если брать технологию выращивания теленка специализированной мясной породы на выпасе, то себестоимость одного дня с кормлением выходит в рамках 4-5 грн благодаря наличию травы и молока матери. Здесь на выпасе он находится около 6 месяцев и в итоге весит в среднем 240 кг. Если же брать теленка, который стоит на выпойке, он может дать и больший прирост. Но здесь уже на первый план выходит вопрос экономики. Необходимо приобрести заменитель цельного молока или дать ему молоко. Нужно также дать ему гранулу или комбикорм вместо нее. Плюс — учтите зарплату работника, который будет поить этого теленка и следить за ним», объясняет математику мясного животноводства Александр Будник.

Александр Будник, главный технолог по животноводству «Агрикор Холдинга»

Вольному воля

Вот мы и на месте. Таких ферм с маточным поголовьем в компании четыре. На каждой из них содержится около 1 тыс. голов. Да, пейзаж уже не рябит зелеными сочными красками, но на фоне поблекшей травы и кустарников светлыми пятнами выделяются около 200 коров с телятами полесской мясной породы. Большая часть малышей (около 90%) рождаются на фермах с декабря по март. В остальное время отел происходит, так сказать, в естественной среде обитания. Здесь телята проводят около полугода.

В летний период животные в «Агрикоре» питаются только травой. На нашей ферме, к примеру, коровы располагаются на 5 га земли, которые разделены на условные квадраты. Каждые 2-3 дня их перегоняют на новый участок.  После того, как коровы вышли с фермы, они могут «уйти в загул» от нее на 30-40 км.

«У «Агрикора» 42 тыс. га арендованных земель в Черниговской области. Из них около 5 тыс. га — это природные выпасы и сенокос. Особенность региона в том, что здесь много болот и влаги. И соответственно, много природных сенокосов и выпасов. Получается, что затраты на корм у нас нулевые. Если бы животное постоянно находилось на ферме, то затраты на один кормодень одной мясной коровы были бы в пределах 20-25 грн. А у нас только затраты на зарплату пастуха», — добавляет Юрий Гудзь.

Коровы пасутся на заливных лугах, на которых до апреля стоит вода. Как только она сходит, скот выгоняют на выпас. Когда подножного корма становится мало, сюда подвозят сено и солому. С переходом на стойловый период на ферме рацион животных состоит из силоса, сенажа и соломы. Территория выпаса ограждена «электрическим пастухом». Рядом с коровами пасутся и кони. Они здесь выступают в роли транспорта. Помогают пастухам перегонять стадо на другое поле, когда на пастбище вся трава оказывается съеденной.

«Если бы не было лошадей, я бы коров не догнал», — шутит один из пастухов. В смене их обычно двое. Работают по двое суток. На наше предположение, что у них есть шикарная возможность пить свежее парное молоко, отвечают, смеясь: «А вы попробуйте подоить». На самом деле, коровы на вольном выпасе совсем не похожи на тех, которых можно встретить в небольших фермерских хозяйствах. Подойти и погладить их просто нереально. Остается только наблюдать со стороны.

Черниговское сафари

Не поверите, но выглядит это как сафари, только по-черниговски. И вместо благородных львов не менее изящные лимузины. Здесь их чуть больше 100 голов. Одни пасутся, другие с опаской поглядывают на приезжих. Третьим — самым маленьким — тоже некогда, у них обед. Замечаем, что трава здесь более зеленая, чем на предыдущем пастбище, и выглядит она совсем по-другому. Но на самом деле все банально — на поле растет другой вид трав. Но принцип выпаса такой же, как и на предыдущей локации. Объехать и посмотреть на все 12 стад с различными породами, к сожалению, не получилось бы даже при большом желании. Расстояние между ними может составлять до 100 км. Так что наша экскурсия ограничилась лишь знакомством с двумя породами.

Бык породы лимузин

Но нас интересовали не только условия выпаса. Интересно было узнать и о том, насколько подвержены заболеваниям коровы при таком вольном содержании. По словам Александра Будника, все животные племенные и требуют более тщательного ухода. Основной проблемой, с которой сталкиваются сегодня в хозяйстве, является диспепсия.  

«Не могу сказать, что это какая-то роковая, массовая болезнь, но в мясном хозяйстве присутствует. Связано это, прежде всего, с грязным выменем коровы. То есть она может лечь и выпачкать его. После чего теленок будет сосать молоко, и при этом в его организм могут попасть болезнетворные бактерии», — объясняет специалист.

Вакцинацию в «Агрикоре» считают если ли не панацеей от всех болезней, то хорошим средством в борьбе с ними.

О питании и здоровом образе жизни коров поговорили на обратном пути к ферме. Ехать долго, а вопросов у нас еще много.

1000 и 1 голова

Основную часть бизнес-процесса мясного животноводства увидели. Остается финал и вопрос: что же происходит с откормленным скотом далее. Вырастить животное на продажу — это только один этап. Остается еще и сама продажа. Но для начала нужно найти покупателя. Так как культура потребления говядины в Украине недостаточно развита, да и покупательная способность невысокая, около 95% выращенного поголовья «Агрикор» отправляет на экспорт.

Знаковым для «Агрейна» стал 2016 год, когда агрогруппа начала не просто экспортировать свою продукцию, а делать это самостоятельно, без помощи посредников. Первая корабельная партия с 1000 и 1 одной головой КРС тогда направилась в Ливан. Сегодня эта страна остается в приоритете. Как отмечает Юрий Гудзь, 95% от общего количества экспортной продукции идет именно туда. Небольшие партии отправляются в Грузию и Азербайджан. Но работа над выходом на новые зарубежные рынки продолжается. Планируется осуществлять поставки в Иорданию, Египет, Ливию. Экспортный рынок, по словам специалистов, безграничный, и Украина должна принимать участие в обеспечении его запросов.

«Как сказал владелец нашей компании года четыре тому назад, мы продаем Mercedes по цене «Запорожца». А тут происходит наоборот. Некоторые хотят продать отечественный автомобиль по цене зарубежного. Хотя еще несколько лет назад, когда мы собирали первую партию на экспорт, около 30% из партии не подошло покупателю по упитанности, породному составу и другим качествам. Сегодня же у нас соответствует самым строгим требованиям 99%. В брак попадают лишь животные с какими-то механическими повреждениями», — рассказывает о достижениях Юрий Гудзь.

Время сделки

Сегодня, по словам Юрий Гудзя, они сфокусировались на сотрудничестве с покупателем из Ливана. Взять какие-либо комментарии у покупателя оказалось невыполнимой задачей. Немногословный ливанец только отшучивался и на интервью не согласился. Этот человек в Украину приехал еще в 90-х гг, когда вместе с партнером отправлял скот за границу. Около 10-ти лет назад в нашей стране он сам занимался откормом КРС, имел 4 фермы с общим поголовьем 10 тыс. быков. В 2014 г., в связи со сложной ситуацией в стране, вернулся на родину. И только год назад снова приехал в Украину. На «Агрикор Холдинг» вышел сам. Благодаря контракту с ливанским партнером, компания уже отправила на экспорт 3 корабля в среднем с 1 тыс. голов на каждом.

Бык породы шароле

Но с иностранцами работать не так уж и просто, говорят в «Агрейне». Они могут на ходу переписывать правила игры.  

«Покупатели,  в том числе и ливанцы, бывают разные. Так же как и все люди, с разным темпераментом и характером. Попадаются нормальные партнеры, с которыми все происходит по схеме «да-да, нет-нет», чай-кофе попили и договорились. А бывает, что сегодня договорились об одном, завтра выходит другое, а во время отгрузки еще третье появляется. То им одни сливки надо. То одному только красных быков, или только черных, или только белых», — отмечает Юрий Гудзь.

С нашем ливанцем все не так. Если договорились — значит договорились. Однако процесс взвешивания и отправки животных в скотовоз партнер всегда старается контролировать лично. Смотрит, оценивает каждого быка, следит за цифрами на весах, делает какие-то пометки у себя в блокноте. Еще одним важным моментом для него является отсутствие травм у скота. Чтобы ноги и копыта были целыми и крепкими. Ведь быкам и коровам придется преодолеть немалое расстояние до порта. А это около 12-14 часов на ногах. Да еще около недели плавания на корабле.

В целом же процесс подготовки поголовья на экспорт — достаточно длительная процедура. Скот отправляют на трехнедельный карантин. КРС должен пройти лабораторный контроль и подтвердить все ветеринарные требования страны-покупателя. Если все хорошо, только тогда клиент заказывает корабль.

Когда все процедуры пройдены, быков загоняют в специальные скотовозы грузоподъемностью 18-20 т. Одна такая машина может перевозить до 30-ти животных весом в 600-700 кг. Кстати, на телочек тоже есть спрос, хоть и небольшой. Их покупают в возрасте до года с весом в 200-300 кг. Берут в основном для осеменения и дальнейшего разведения.

Просто Миша

Сделка окончена, животные погружены. Теперь место на фидлоте (откормочной площадке) займут новые бычки, которым еще предстоит вырасти. Но есть в хозяйстве то, что пока что остается неизменным. И зовут его Миша. Этот 6-летний канадец когда-то был отцом нескольких поколений быков в «Агрикоре». Но миссия папы уже выполнена (на это быкам-осеменителям отводится три года). И теперь Миша работает, так сказать, в другом направлении. Он стал выставочным образцом. И уже два года подряд демонстрирует себя во всей красе на различных животноводческих выставках.   

«Он очень спокойный. Обычно животное к выставке готовится около 2-3 месяцев. Его заводят в специальный бокс, моют. Для успокоения обычно используют транквилизатор. Однако, когда его в маленькой концентрации применили на 980-килограммовом Мише, тот просто уснул. Мы, честно говоря, сначала испугались. Но потом, когда бык начал храпеть, было очень смешно. Так что больше такие препараты на нем не испытывали», — вспоминает со смехом Александр Будник.

Сегодня на выставках Миша ведет себя очень спокойно, разрешает даже полежать у него на спине. Мы же рисковать не стали, потому как знакомы с ним не так давно. Но обещали вернуться, чтобы познакомиться поближе.