Благодаря валютной терапии первая половина года оказалась удачной, но уже во втором полугодии отскок рубля, совпав с усилившимся падением цен на удобрения, заставил производителей стать более сдержанными в своих планах. И если глобальные игроки использовали нисходящий ценовой тренд для громких M&A, то российские производители пока взяли осторожный курс на инвестиции в органический рост и минимизацию издержек.
СИМПТОМЫ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
В уходящем году рынок минудобрений переживал основные симптомы кризиса. Избыток предложения, в том числе за счет ввода новых мощностей, низкие цены на сельхозпродукцию, демпинг китайских производителей на фоне слабого юаня и общая неопределенность на сырьевых рынках привели к падению цен до уровней 2009 года.
Хуже всего себя чувствовал самый профицитный по мощностям азотный сегмент: к осени до четверти мирового производства азотных удобрений перешло в зону операционных убытков. В ноябре цены на аммиак упали ниже уровня себестоимости большинства мировых производителей, из-за чего крупнейший российский завод — «Тольяттиазот» вынужден был снизить загрузку. Россия, несмотря на недорогой газ, становится «маржинальным» экспортером аммиачной селитры — цены фактически лежат на затратах, не оставляя прибыли, говорил осенью генеральный директор «УралХима» Дмитрий Коняев.
Цены на все виды удобрений за год упали в среднем на 30%, потянув вниз финансовые показатели российских производителей: годовая EBITDA «ЕвроХима» и «Уралкалия», по прогнозам самих компаний, сократится примерно на 30%. «ФосАгро» и «Акрон» потеряли чуть меньше прибыли, частично компенсировав снижение цен ростом производства.
По оценке собеседников «Интерфакса» в отрасли, EBITDA «УралХима», в чьем портфеле преимущественно азотные удобрения, в этом году просела сильнее, чем у конкурентов, и окажется минимум вдвое ниже уровня прошлого года ($800 млн). Самочувствие компании осложняется высокой закредитованностью после покупки доли в «Уралкалии»: на конец 2014 года чистый долг составлял $4,3 млрд (текущий уровень компания не раскрывает).
В условиях падающего рынка «УралХим» вынужден снизить capex и инвестпрограмму минимум на 25% от первоначального плана, сдвинув сроки реализации проектов, говорил в июне Дмитрий Коняев.
Подконтрольный «УралХиму» калийный гигант «Уралкалий» в этом году вдвое срезал план по капвложениям и несколько раз сокращал прогноз производства. Из-за задержки при заключении долгосрочных контрактов с Индией и Китаем компания снизит выпуск хлоркалия на 5-7% по сравнению с прошлым годом. «Можно сказать, что в итоге «Уралкалий», пытаясь добиться цены выше, чем у «Беларуськалия», проиграл и подписал оба контракта с задержкой на два месяца и на меньшие, чем в прошлом году, объемы», — считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
КУРСОВАЯ ТЕРАПИЯ
Тем не менее, за счет слабого рубля ущерб от падения цен для отрасли, экспортирующей более 70% своей продукции, не был таким серьезным, что позволяло многим компаниям и продолжать вкладывать деньги в новые мощности, и платить хорошие дивиденды, отмечает Юминов. Несмотря на негативную конъюнктуру рынка, почти все компании активно инвестировали: «Акрон» завершал проекты по аммиаку и второй очереди фосфатного ГОК, «ФосАгро» вышло на финишную прямую по проектам аммиака и карбамида в Череповце, «ЕвроХим» вкладывал в оба калийных проекта и новый аммиачный комплекс на Балтике.
«Основными бенефициарами от девальвации стали акционеры компаний с низкой долговой нагрузкой — «ФосАгро» и «Акрона». «Акрон», завершив большую инвестпрограмму, впервые с 2012 года выплатил промежуточные дивиденды — почти половину чистой прибыли по МСФО. Компания в ближайшие годы сохранит высокие дивиденды — более 30% чистой прибыли по МСФО с выплатами два раза в год»,
— председатель совета директоров компании Александр Попов.
Дивиденды «ФосАгро» за девять месяцев оказались несколько меньше прошлого года (17,45 млрд рублей или 35% прибыли по МСФО, против 21,8 млрд рублей годом ранее), однако компания обещает акционерам рост доходности в 2017 году после завершения инвестиционного цикла.
А вот «ЕвроХиму», чья долговая и инвестиционная нагрузка выше, из-за падения цен на удобрения пришлось обратиться к помощи акционера для балансировки ковенантного долга. Структура Андрея Мельниченко предоставила компании беспроцентный вечный заем на $1,5 млрд. «ЕвроХим» начнет выбирать его, если отношение чистого долга к EBITDA без учета проектного финансирования превысит ковенантный уровень — 3 (на 30 сентября — 2,78). В 2016-2017 годах планируется выбрать только $250-300 млн, сообщал генеральный директор компании Дмитрий Стрежнев. Это позволит «ЕвроХиму» продолжить вложения в основные проекты, оптимизация инвестпрограммы будет точечной — без ущерба для графика.
ПЛОХОЙ РЫНОК ХОРОШ ДЛЯ СДЕЛОК
Консолидация на падающем рынке — классика жанра, и глобальные игроки отрасли удобрений смогли воспользоваться ситуацией. В сентябре канадские Potash Corp. и Agrium объявили о слиянии, в результате которого будет создан крупнейший в мире производитель с капитализацией $36 млрд. В декабре стало известно, что североамериканская Mosaic приобретает у бразильской Vale бизнес по производству фосфорных и калийных удобрений за $2,5 млрд с частичной оплатой своими акциями.
«Когда рынок чувствует себя плохо, то открываются возможности для покупок. Такие мегасделки, если они состоятся, должны привести к рационализации объемов предложения»,
— говорит Константин Юминов.
На российском рынке сделкой года — впрочем, не имеющей отношения к ценовой конъюнктуре, — стала продажа Михаилом Прохоровым 20% акций «Уралкалия». «УралХим», который искал деньги на выкуп доли партнера в калийной компании еще в прошлом году, наконец смог структурировать сделку. Выкуп пакета «УралХимом» или самим «Уралкалием» осложнялся высокой долговой нагрузкой обеих компаний (их общий долг близок к $10 млрд). В итоге покупателем стал белорусский бизнесмен Дмитрий Лобяк — человек «УралХиму» и его акционеру Дмитрию Мазепину близкий, но широкой публике до сих пор не известный.
Сумма сделки составила около $4 млрд и предполагала переход залоговых прав Прохорова новому владельцу пакета. Деньги, как обычно, нашлись в госбанках — по неофициальной информации, покупку профинансировал Сбербанк. Выбранная схема позволила избежать выставления обязательной оферты другим акционерам «Уралкалия», пояснял собеседник агентства.
Как новый акционер, владеющий небольшим по меркам отрасли бизнесом (ему принадлежит компания — дистрибьютор продукции «УралХима» на рынке Белоруссии), будет обслуживать такой долг, неизвестно. Аналитики Fitch предполагали, что «Уралкалий» может вернуться к распределению прибыли между акционерами с 2017 года, выплачивая по $500 млн ежегодно в виде дивидендов или через механизм buyback.
Однако калийный производитель, проведя масштабный выкуп собственных акций с рынка, сам находится под угрозой прорыва ковенантов. Чистый долг «Уралкалия» на конец июня составил $5,8 млрд, соотношение чистого долга к EBITDA — 3,67x. При прогнозируемом падении EBITDA компании в 2016 году до $1,35-1,4 млрд ее долговая нагрузка может превысить ковенантный уровень — 4х. Впрочем, один из основных кредиторов «Уралкалия» — ВТБ (MOEX: VTBR) готов обсуждать с заемщиком изменение ковенантов, говорил первый заместитель президента — председателя правления банка Юрий Соловьев.
Была на российском рынке еще одна сделка, которая вызвала у многих недоумение: совладелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко решил войти в российскую химию, купив кемеровский «Азот» у холдинга «Сибирский деловой союз». У завода большое транспортное плечо и специфический рынок сбыта — его крупными клиентами являются горнодобывающие предприятия, использующие аммиачную селитру и карбамид для проведения взрывных работ. Сделка оправдана, только если актив был продан по низкой цене, развивать его из-за особенностей логистики и на перенасыщенном предложением рынке будет непросто.
2017 ГОД — ОСТОРОЖНАЯ НАДЕЖДА НА РЕМИССИЮ
Перспективы отрасли на 2017 год эксперты и производители оценивают консервативно, с поправкой на множество факторов. Надежды связаны с возможным закрытием убыточных производств, риски — с ростом китайского экспорта при дальнейшем ослаблении юаня и вводом новых мощностей. Лучше всех в перспективе выглядит рынок фосфатных удобрений, где новые мощности будут вводиться существующими производителями, а вот в калий в ближайшие годы придут новые игроки, которые будут пытаться отвоевать себе долю рынка.
Позитивным фактором, который поддерживал отрасль и в этом году, будет рост потребления удобрений в мире. Латинская Америка, как отмечал глава «ФосАгро» Андрей Гурьев, закупила рекордные объемы, и уже сейчас видно, что хороший спрос переходит на следующий год.
«Все производители запроданы по январь включительно, поэтому я рассчитываю на повышение цен в преддверии весеннего сезона на $10-15 за тонну по сравнению с текущим уровнем $310-315/т«,
— говорил он «Интерфаксу» в середине декабря.
В среднем же цены на удобрения в 2017 году останутся на уровне этого года, полагают участники отрасли. «В последний квартал цены на азотные удобрения нормализовались, что было эффектом, в том числе, роста цен на уголь и себестоимости производства в Китае. Цены для российской отрасли сейчас находятся на удовлетворительном уровне. Следующий год мы видим в среднем на уровне этого, но по азоту и фосфору думаем, что дно прошло», — отмечал глава «ЕвроХима» Дмитрий Стрежнев.
В среднем же цены на удобрения в 2017 году останутся на уровне этого года, полагают участники отрасли. «В последний квартал цены на азотные удобрения нормализовались, что было эффектом, в том числе, роста цен на уголь и себестоимости производства в Китае. Цены для российской отрасли сейчас находятся на удовлетворительном уровне. Следующий год мы видим в среднем на уровне этого, но по азоту и фосфору думаем, что дно прошло»,
— отмечал глава «ЕвроХима» Дмитрий Стрежнев.
Китайские производители к концу года стали более дисциплинированы и объявили о сокращении производства, в первую очередь, фосфатов. «В четвертом квартале, в низкий сезон, это не оказало никакого эффекта на цены, однако с началом сезона спрос, в первую очередь, в Южной Америке, ожидается хороший, и на этом фоне сокращение производства будет положительно для цен», — уверен Константин Юминов.
В то же время, девальвация юаня остается фактором риска как для азотных, так и для фосфатных удобрений, так как Китай является их крупным экспортером, отмечает аналитик БКС Олег Петропавловский. При этом по азотным удобрениям на рынок будут выходить новые мощности в США, поэтому нельзя исключать и снижения цен от текущих уровней примерно на 10%.
«Взгляд на рынки удобрений на 2017 год негативный. Прогноз по калийным и азотным удобрениям пессимистичный, в то время как по фосфатным удобрениям есть вероятность небольшого восстановления цен на фоне сокращения убыточных мощностей«, — резюмировал он.
Давление на калийный рынок может усилиться за счет ввода новых мощностей: в августе K+S планирует запустить калийную шахту в Канаде мощностью 2 млн тонн в год, начать производство хлоркалия к концу года обещает и российский «ЕвроХим». Восстановления партнерства «Уралкалия» и «Беларуськалия», которое было бы позитивно для отрасли, ждать не стоит: «Беларуськалию» при текущих ценах невыгодно сокращать производство, стране нужно больше валютной выручки, считает Петропавловский. Белоруссия уже заявила, что планирует в следующем году увеличить экспорт хлоркалия на 10% — до порядка 10 млн тонн.
Для российских производителей 2017 год будет годом завершения масштабных проектов, в результате у них появится дополнительный свободный денежный поток как за счет роста объемов производства, так и за счет сокращения инвестпрограмм. Вкладывать в новые мощности при глобальном перепроизводстве нет смысла, реальных возможностей для покупок на рынке сейчас тоже нет, поэтому компании будут инвестировать в основном в органический рост, расшивку узких мест и платить больше дивидендов, отмечает Константин Юминов.
И «ФосАгро», и «Акрон» утвердили консервативные инвестпрограммы на ближайшие годы. «Акрон» до 2025 года направит $1,5 млрд в проекты на существующих площадках с быстрой отдачей, при этом начало активных инвестиций в капиталоемкое калийное производство, скорее всего, будет отложено до восстановления цен, говорит Александр Попов. Рост производства за счет модернизации мощностей и повышения эффективности гораздо дешевле проектов нового строительства, отмечает «ФосАгро».
www.interfax.by
Инфоиндустрия
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта