Провал нишевой масличной культуры рыжик на фоне импортозамещения на российском сельхозрынке
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

 

Одной из наименее прихотливых в выращивании культур является рыжик. Однако интерес российских аграриев к производствуданной культуры в разы уступает традиционным. Как развивается ситуация на рынке рыжика, и какие перспективы в данном сегменте открываются для российских аграриев, рассказала Раиса Штейник, директор компании Casus Bio Oil Trading UG.

 

 

- Какое значение имеет увеличение производства рыжика для развития российского сельского хозяйства? Как изменилась структура посевов рыжика за последние 5 лет?

- Я очень много раз в разных интервью говорила о том, что сегодня очень важно выращивать те сельхозкультуры, которые дают большую отдачу с гектара при низкой себестоимости и приемлемой цене реализации, обеспечивающей высокую рентабельность, а также, соответственно, востребованы на мировом рынке в качестве диверсификационного экспортного продукта.

Я убеждена, что именно к таким культурам относится рыжик. Рыжик может и будет использован в качестве сырья для биотоплива, например производства авиакеросина в России, в химической промышленности в связи с его исключительными свойствами. И, безусловно, рыжиковое масло является превосходным заменителем пальмового масла в пищевой промышленности.

Положительным моментом выступает то, что рыжик прекрасно вписывается в любые севообороты, улучшая их агробиологическую сбалансированность. Таким образом, данная культура может стимулировать сельхозпроизводителей к рациональному и долгосрочному использованию рыжика в своих экономических расчетах при составлении финансирования деятельности на годы. Но почему после кратковременного взлета в 2014 году, когда было засеяно около 270 тыс. га, вдруг внезапное падение уже в 2017 году до 93 тыс. га? С чем связан такой стремительный спад? Неужели только с импортозамещением? По данным Росстата, посевная площадь рыжика в 2008 году составляла 5-8 тыс. га, в 2013 году – 127 тыс. га, а в 2014 году – 268,1 тыс. га. В 2015 году в РФ было засеяно 206,1 тыс. га. Тенденция снижения наблюдалась и в 2016 году (засеяли около 149 тыс. га). Конечно, можно вспомнить рапс, что на его включение в севооборот в количестве 1,3 млн. га в 2017 году ушло 20 лет! Можно, но не нужно, ибо Европа сегодня снижает посевы рапса.

Наоборот, я считаю рыжиковый проект стратегически важным и крайне перспективным для России в качестве нишевой культуры. Во-первых, текущий экономический кризис в мировой и российской экономике поставил вопрос об увеличении экспортного потенциала России. Во-вторых, на фоне экономических санкций возрастает роль российского сельского хозяйства и его диверсификации. В-третьих, учитывая экологическую направленность данного проекта, можно оценить его перспективы как позитивные: в мире неуклонно растет и будет расти не только спрос на возобновляемые источники топлива, но и на применение в качестве глубокой переработки зерен рыжика для пищевых целей. В основном включение белковой части рыжика в пищевые продукты. А уже об использовании технологических характеристик для нанотехнологий и говорить не приходится. Востребованность огромная. Но проект «Рыжик» был провален в течение нескольких лет.

 

- Какую роль сейчас играют сельхозпроизводители в развитии производства рыжика в России? Какие перспективы открываются производителям данной масличной?

- Причиной стремительного падения интереса к рыжику стала, в первую очередь, низкая просвещенность российского сельхозпроизводителя относительно данной культуры. А также отсутствие поддержки госструктур.

В России более 25 млн. га сельскохозяйственных земель, и, следовательно, речь может идти о многообразии севооборота с учетом рыночной ситуации и востребованности рыжика. Но самая главная проблема для фермера – это использование технологии выращивания масличной, которой сегодня придерживаются максимум 30% фермерских хозяйств. А именно, отношение большинства к этой культуре как к сорняку или сидерату – авось вырастет. Отсюда очень низкая урожайность вместо заложенной в нее реестровой урожайности до 2 т/га. 2 тонны – тоже не предел, но в среднем рыжик может давать не менее 1,8-1,9 тонны, если фермер придерживается технологии. А он ее не придерживается, ибо для этого нужен, прежде всего, семенной материал, а не «хорошо очищенный товарный» в 4-5 репродукции.

«Просеянный» и «взятый у соседа» семенной фонд не даст ту среднюю или высокую урожайность, на которую способна данная масличная. Разочарование в рыжике в 2015-2016 гг. вызвала низкая урожайность, причиной которой отчасти было несоблюдение технологии выращивания фермерами, в том числе отсутствие интереса избежать влияния засухи на урожай через подкормку. Другими словами, никто не думает подкормить масличную ввиду климатических условий, например безводным аммиаком. А именно такая технология в состоянии гарантировать высокую урожайность и высокую масличность! Два важнейших компонента. Кстати, на данный момент урожайность рыжика в Канаде, США, Испании или Аргентины выше, чем в России.

Значит, чтобы индустриально выращивать эту культуру, необходимо инвестировать в выращивание элитного семенного материала и развитие семеноводческих хозяйств. А их-то в России можно по пальцам пересчитать. Поэтому семенной рынок рыжика не просто в плачевном состоянии, его попросту нет. То, что предлагается на разных российских интернет-площадках, ни в коем случае нельзя назвать профессиональной, серьезной и обширной платформой. На ней предлагается все, кроме семенного материала. Я внимательно слежу за предложениями на сайтах последние 3 года и прихожу к мысли, что те, которые предлагают «семенной рыжик», занимаются жульничеством или его не имеют.

 

- Какие существуют проблемы при выращивании рыжика?

- В России есть оригинаторы около 14-15 сортов, но не существует семеноводства рыжика. И это, к сожалению, горькая правда. На сегодня 90% засевается сортом Пензяк, что также свидетельствует о «кустарном» подходе к культуре и отсутствующем семеноводстве, ибо отдельные сорта превосходят Пензяк по многим качествам, но о них нет информации и нет их семян. Поэтому, получая 0,8-1,0 тонну рыжика с гектара, сельхозпроизводитель больше занят мыслями относительно оптимального использования земли и высокой цены реализации в данной культуре не видел, даже при минимальной себестоимости не более 5-6 руб/кг.

Второй главной для него проблемой является сбыт. Сравнительно небольшие объемы рыжика, выращенного в России, отправлялись на экспорт (70%) в Турцию, практически без переработки (согласно таможенной статистике за последние 5 лет). Оставшиеся объемы перерабатывались на маслобойках для собственного использования, прежде всего жмыха. Т.е сельхозпроизводителю нужен постоянный покупатель, при этом находящийся рядом. А если его нет, то выращенный им рыжик не может быть продан, ибо нет товарной инфраструктуры, напольных элеваторов, нет МЭЗов, закупающих масличную на переработку и нет «хаба» по выращиванию и закупке культуры. Поэтому «надежнее и спокойнее» выращивать пшеницу, ячмень или рапс.

Из этого следует, чтобы рыжик стал глобальной и стратегической культурой, им должны заниматься государственные структуры, региональные министерства, НИИ, РАН с/х, научные центры с целью популяризации его как важной нишевой масличной культуры. Но его развитие поставлено на самотек, что связано не просто с отсутствием интереса и спроса, а, прежде всего, с отсутствием полноценных знаний о роли и значении рыжика в экономическом контексте. Начиная с 2012 года, никто официально им не интересуется. Это также свидетельствует об отставании российских госструктур от мировых трендов и значения масличной как стратегического энергетического ресурса.

Когда в Германии «Люфтганза» задумали использовать рыжик в качестве сырьевого источника для производства синтетического керосина, то это не была «бредовая идея». Этому предшествовали научные испытания, анализ и технические возможности его выращивания. Сегодня в мире, в Германии в частности, производится почти 34% энергии из возобновляемых сырьевых источников. Так, если кукуруза для биогазовых установок истощает землю, то рыжик ее восстанавливает (к этому пришли американцы). Специально были созданы две технологии переработки рыжикового масла в синтетический керосин – Honeywell/UOPб (США) и NexBTL (Финляндия). Россия полностью проигнорировала это развитие. Можно добавить – как всегда! Увы, сегодня все зациклились на пшенице и демпинговых ценах.

 

- Как Вы оцениваете перспективы фермерских хозяйств, которые сделали ставку на развитие производства рыжикового масла полного цикла?

- Разве это не блестящая рыночная идея и цель на фоне ажиотажа с импортозамещением? Реализуя на экспортном рынке вместо рыжика рыжиковое масло как диверсификационный продукт, продавец получает валюту. Чем выше степень переработки, тем выше его рыночная стоимость за счет «безотходности» - рыжиковое масло, жмых или шрот и получение из масла большого количества химических продуктов, используемых в биотопливе (синтетический керосин), химической промышленности и нанотехнологиях, медицинской и косметической, пищевой промышленности.

Кроме того, тема рыжика – это вопрос увеличения занятости трудоспособного населения. В настоящее время страны, имеющие большие свободные посевные площади (Бразилия, Канада, Аргентина и т.д.), начинают интенсивнее заниматься выращиванием товарного рыжика. Эта культура интересна своей относительной неприхотливостью, является полезной для севооборота, имеет высокую урожайность при правильной технологии. Как диверсификационный продукт она имеет пятикратную стоимость, в отличие от той же пшеницы! Это привлечение инвестиций и создание новых технологий в России.

 

- С какими сложностями участники сталкиваются в своей деятельности по выращиванию и переработке рыжика?

- Очень важный момент для фермера – это развитая инфраструктура сельскохозяйственного рынка для рыжика: от купли посевного материала до продажи урожая, посевной и уборочной техники и производства рыжикового масла и последующего сбыта диверсифицированных продуктов из рыжика. Рынка на сегодня в России не существует, и у меня подозрение, что в нем никто не заинтересован по принципу «это дело для любителей».

Чтобы рыжик стал в кратчайшие сроки популярной масличной культурой, необходима высокая поддержка как Минсельхоза РФ, так и РАН сельского хозяйства. Министерство же самоустранилось от этой поддержки, опираясь якобы на действующее законодательство, что решение о выращивании определенных с/х культур принимает товаропроизводитель.

Поэтому необходимо пересмотреть эту ошибочную позицию и подготовить программу для культивирования рыжика в РФ. Для этого я предлагаю следующие шаги:

  • - Формирование широкого консорциума из заинтересованных в его осуществлении структур (инвесторов, сельхоз- и товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, логистических и транспортных, сервисных компаний, научных и других организаций);

  • - Формирование и налаживание эффективной работы межрегиональной системы семеноводства;

  • - Масштабное расширение посевных площадей и увеличение объемов производства масличного сырья;

  • - Сертификация производства и переработки масличного сырья по стандартам Евросоюза;

  • - Формирование логистической и транспортной системы поставок рыжикового масла перерабатывающим компаниям в Евросоюзе и в других странах;

  • - Организация переработки рыжикового масла в различные виды биотоплива на территории РФ.

Важным фактором роста устойчивого спроса на поставку рыжикового масла для выработки биотоплива (в первую очередь биоавиакеросина) стали планы ряда крупных европейских авиакомпаний по постепенному переходу на использование топлива, содержащего все более возрастающую долю компонентов, полученных из возобновляемых источников. Кстати, к этому располагают динамичные цены на нефть и минеральный керосин. С другой стороны, пока что не существует эффективных источников сырья для синтетического керосина, а рыжик, в отличие от пальмового масла, отлично вписывается в картину возобновляемого источника и не наносит экологического вреда природе и человеку.

Компания Casus Bio Oil Trading UGзаинтересована в привлечении и сотрудничестве с сельхозпроизводителями, готовыми долгосрочно выращивать рыжик. Мы можем предоставить сельхозпроизводителям высокоурожайный семенной материал рыжика. Наша компания готова способствовать идее производства синтетического топлива в России.

 

Справка

Camelina sustainable oil project была создана в 2012 г. специально для реализации проекта «Рыжик – сырьевой источник для нового поколения биотоплива в России» совместно с немецким концерном «Люфтганза». Casusoil ltd импортировала из России в Германию 2800 тонн рыжикового масла.

В деятельность компании входят выращивание и переработка товарного рыжика в России совместно с российскими партнерами с целью диверсификации, развитие семеноводства рыжика, экспорт и сбыт рыжикового масла и шрота.

Также сюда входит поиск партнеров и инвесторов в проект «Рыжик», в том числе производителей биотоплива, косметики, химической промышленности и нанотехнологий, проведение сертификации ISCC.

 

Беседовала Анна Скотар