Если Украина примет европейские нормы качества, то стоимость украинского молока упадет. Поэтому производители не заинтересованы в таком шаге. Об этом в интервью "ИНФАГРО" рассказал Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины.
Для того, чтобы говорить о качестве молока, прежде всего надо понимать, в каком состоянии у нас нормативные требования к качеству. Если мы говорим, что идем в Европу, то и наши требования к качеству молока должны соответствовать европейским.
К сожалению, на сегодняшний день у нас нет соответствующих базовых нормативных документов. Даже тот Государственный стандарт, снова редактируют сейчас в Министерстве аграрной политики (ДСТУ 3662-97 «Молоко коровье цельное. Требования при закупках») в том виде, в котором они есть, не учитывают те требования, которые есть в европейских нормативах. Можно сказать, что над его совершенствованием работали не специалисты, потому что там, в частности, не учтены определенные показатели безопасности, не указано как определять кислотность (этот показатель сегодня в Европе определяется не в градусах Тернера (°Т), а в единицах pH (как активная кислотность).
Я вспомнил эти показатели просто как пример, а главное, что хочу сказать – прежде всего у нас должны появиться документы, которые станут нормой для переработчиков и производителей. Потому что бедой Украины является вседозволенность и безнаказанность. К сожалению, сейчас у нас ни в науке, ни в Министерстве аграрной политики нет специалистов, которые могут глубоко проработать такой документ.
Возьмем базовые показатели, по которым оценивается стоимость молока – это жирность и белок. В Европе базовая жирность 3,8-4,0%, белок – 3,2-3,4%, а у нас на сегодняшний день эти показатели следующие: жирность 3,4%, белок 3,0%. Если мы примем европейские нормы, то стоимость украинского молока будет значительно ниже. Поэтому и не хотят производители молока никаких изменений в базовых показателях.
Но, даже получив такой документ, требовать от переработчиков и производителей безусловного соблюдения новых норм будет очень трудно, так как в условиях дефицита сырья никто не будет добиваться высокого качества. Когда мы выйдем на определенный уровень объемов производства, тогда начнется и борьба за качество, потому что по качеству будет оцениваться стоимость сырья.
Нормативный документ должен появиться, но надо понимать, что каким бы он хорошим ни был, безусловного его выполнения ожидать не стоит пока существует дефицит сырья. Для того, чтобы говорить о качестве, нам нужно существенно повысить производство индустриального, подчеркиваю, индустриального молока. Существенно – это, на мой взгляд, в 2 раза. После этого уже можно говорить о борьбе за качество.
Еще одно. Производителям молока нужно очень активно работать над снижением себестоимости. Они сейчас над этим не работают так, как это делают, скажем, в Европе. Сегодня у нас много расходных статей, не имеющих отношения к производству молока, покрываются за счет цены молока. Таким образом в хозяйствах перекрываются показатели и получаемая прибыль. Кроме того, производителям молока следует понимать, что рентабельность 100%, к которой они привыкли в 2012-2013 годах – то прошлое и такого больше не будет. Если удастся достичь рентабельности 25-30% – это будет прекрасный результат. Но переход от 100% до 25% болезненный, и многие в таких условиях уже не захотят заниматься производством молока, ведь это длительный бизнес, который требует терпения. Поэтому надо научиться считать, надо разделять затраты на те, что относятся к производству молока, и те, что не относятся. Над снижением себестоимости надо работать ежедневно.
При этом, я думаю, производственные вопросы технологии, поголовья, селекции, кормления – это технические моменты, которые производители могут решать самостоятельно. Заявления государства о выделении 300 млн. гривен на поддержку животноводства – это разговоры, потому что, во-первых, эти деньги должны поступать из спецфондов, которые формируются, например, от приватизации, и нет никаких гарантий, что они вообще в том фонде будут. Во-вторых, для молочной отрасли Украины 300 млн. гривен – это практически ничего, капля в море.
А вот где молочной отрасли нужна государственная поддержка – это в организации доступа к дешевым долгосрочным кредитам. Нужны также государственные гарантии стабильности денежной единицы и компенсация процентов по кредитам. Могу привести пример: сегодня польский производитель молочного оборудования берет кредиты под 2% годовых в злотых и 0,7% в евро. И государство гарантирует ему стабильность. Вот такой и должна быть поддержка государства. Если бы она у нас была, то то количество молока в 2,7 млн. тонн, которое у нас сейчас производится индустриально (поступление на переработку от сельхозпредприятий – прим. Инфагро), в течение 5-6 лет можно было бы увеличить в 2 раза. И это то молоко, которое будет качественным и конкурентоспособным для экспорта молочных продуктов.
Сегодня появилось много небольших цехов, где, как заявляют, производятся «органические» или «фермерские» продукты. Честно говоря, я не верю в эти небольшие предприятия, я верю в мощные. Почему? Потому что на крупных предприятиях всегда существуют специальные программы, по которым контролируют качество и безопасность продукции. На маленьких предприятиях сделать это на таком же уровне невозможно.
ИЦ УАК по материалам "ИНФАГРО".
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта