Технический прогресс выводит альтернативные источники энергии на все более заметное место в структуре источников мировой энергетики. Это подкрепляется усилиями «зеленых» и популистов по продвижению альтернатив для углеводородов в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды. Однако нефть была и пока остается основным источником эффективного обеспечения энергией стремительно прогрессирующего мира.
В прошлом году доля нефти составила 32% от общего потребления энергии. Это меньше по сравнению с 2000 г., но все еще главный источник энергии. Тренд роста спроса и потребления нефти приведен на диаграмме справа.
При этом глобальное потребление энергии быстро росло за счет Китая, где энергопотребление увеличилось в два раза в 2009-2016 гг., и за счет большинства крупных азиатских стран: Индии (устойчивые темпы роста с 2000 года), Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Японии.
Основные потребители энергии в 2017 г. (млн тонн условного топлива в нефтяном эквиваленте) – Китай, США, Индия, Россия, Япония, Германия, Южная Корея и др. страны. По крайней мере, три из первых стран будут генерировать еще большее потребление энергоресурсов: к 2020 г. темпы роста Китая ожидаются на уровне не менее 6,5%, темпы роста США – свыше 3%, темпы роста Индии – свыше 7%.
Мировая нефтяная промышленность имеет достаточные мощности, чтобы покрыть спрос, но для устойчивого развития глобальной экономики в целом и отрасли, в частности, необходим баланс между издержками производства, доходностью и инвестиционной привлекательностью нефтебизнеса. Индикатором поиска баланса является динамика мировых цен на нефть.
В цене, как в перекрестии прицела, сходятся конъюнктурные факторы, влияющие в краткосрочный период, и фундаментальные факторы, действующие на долгосрочную перспективу. Среди первых, например, такие технические факторы как количество работающих вышек, текущие запасы, динамика физических поставок и др. Тесная связь нефти с финансовой системой через биржи определяет краткосрочные финансовые и спекулятивные факторы. Зачастую нефтяные цены становятся средством манипуляций для трейдеров и крупных игроков.
К факторам, устанавливающим долгосрочные ценовые тренды, относятся: мировой экономический рост, инновации и оптимизация технологических процессов в отрасли, развитие и удешевление альтернативных источников энергии, расширение применения электротяги и сжиженного газа в транспортной отрасли, с которой связано около 2/3 спроса на нефть, и т.д. Это более прогнозируемые факторы.
Менее прогнозируемые факторы - экономическая политика и геополитика основных государств, которая зачастую определяется субъективистским подходом.
Особенностью последнего периода стал укрепляющийся фактор «контролируемого предложения». В 2016 году было достигнуто соглашение «ОПЕК+» (страны ОПЕК + 11 стран, не входящих в картель) об ограничении добычи нефти в целях лучшего контроля за ценами. В июне этого года действие соглашения было продлено на 2019 г. При этом, Саудовская Аравия и Россия, как основные нефтедобывающие страны, согласовали бессрочное продление сделки ОПЕК+, условия которого обговариваются сейчас с другими заинтересованными странами. Это важно, поскольку в настоящее время почти половина нефти добывается странами, не входящими в ОПЕК.
Так, в сентябре администрация США по энергетической информации сообщила, что, согласно предварительным подсчетам, «впервые за более чем 20 лет в феврале 2018 г. добыча сырой нефти в США превысила ее производство в Саудовской Аравии. В июне и августе США обошли РФ по добыче сырой нефти впервые с февраля 1999 г.» Администрация прогнозирует, что США вернут лидерство в производстве к 2023 г. Америка была лидером мировой добычи нефти в течение большей части ХХ века до 1973 г., после чего уступила сначала СССР, а потом и Саудовской Аравии.
По оценке Business Insider, США нацелены на то, чтобы превзойти Саудовскую Аравию по объемам экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в ближайшее время. В 2017 г. США заняли 13 место среди крупнейших экспортеров сырой нефти в стоимостном выражении – на $21,8 млрд (2,8% от мирового экспорта).
Такая нацеленность начинает реализовываться в условиях долгосрочного и глубинного тренда к сокращению относительной доли нефти в мировом энергобалансе. По оценке World Energy Outlook 2017, мир, например, ожидает снижение потребления нефтепродуктов на автотранспорте, который переживает бум электрокаров. Их число взлетит с 1,2 млн в 2016 г. до 900 млн в 2040 г.
Как обеспечить доходность одной из ключевых экспортных отраслей, которая входит в период относительного снижения глобального спроса, роста мировой конкуренции и роста усилий по коллективному рыночному регулированию?
Самый прямолинейный способ – создать дефицит продукта на рынке. Включая путь неприкрытого давления на соперника. Так, США потребовали от своих союзников сократить импорт нефти из Ирана до нуля к 4 ноября 2018 г. Одно действие – два эффекта: экономический и геополитический. Как заявил министр энергетики США Рик Перри (Rick Perry) 14 сентября, «Соединенные Штаты сегодня могут послать мессидж странам, которые не следуют цивилизованному пути, о том, что их ждет наказание. Есть много разных способов сделать это: энергетическая отрасль является одним из них.»
Мировая цена на нефть – один из ключевых источников потерь или выгод для национальных экономик, а ее корректное прогнозирование – способ купирования потерь или лучшее использование выгод. Оценки точности прогнозов, включая исторические данные, показывают, что ошибки прогнозов быстро нарастают с 50-60% для четырехлетнего горизонта до 80% для восьмилетнего горизонта. Ошибки двухлетнего прогноза колеблются на уровне 30%.
С января 2016 года по сентябрь 2018 года цены на нефть Brent поднялись почти в два раза - с $40 до $80.
Прогнозы международных организаций определяют цену на нефть в 2020 году на более низком уровне в $50-70/бар., например, МВФ – на уровне $55, Всемирный банк – $65, Международное энергетическое агентство – $60, Американское энергетическое агентство – $70, агентство Standard & Poor’s – $55.
Это – относительные величины, так как прогнозы часто пересматриваются. Так, аналитики американского инвестбанка Morgan Stanley в начале года прогнозировали, что цены на нефть Brent в 2020 году в среднем составят $65 за баррель, а теперь повысили его до $90 за баррель.
Три черты будут характерны для мировых цен на нефть в предстоящие два года:
УкрАгроКонсалт
© ООО "Агро Онлайн", 2025, support@agro-online.com | Оферта