АгроЭкспедиции зачастую не ограничиваются какой-то монотемой. Так было и в этот раз. В кроп-туре по подсолнечнику команде Latifundist.com удалось обсудить не только тему масличной культуры. Мы также больше узнали о самих агропредприятиях и их руководителях. Одним из них стала компания «Агро-С», которая является подразделением агроиндустриального холдинга «Мироновский хлебопродукт» (МХП).
Зембанк «Агро-С» сейчас составляет около 22 тыс. га. А исполнительный директор этого предприятия — Виктор Рябчук — имеет большой опыт работы в агросфере. И применяет он все свои знания при управлении не только всеми производственными процессами данного подразделения. Он также курирует предприятия «Зерновой край» и «Веселиновка» в структуре МХП.
Latifundist.com: Вас специально направляли в эту сферу? Говорили, мол, следуй по нашим стопам?
Виктор Рябчук: Нет, никто не направлял в аграрную сферу. Дедушка советовал идти учиться на лесника. Все уже было спланировано, и тут все его ожидания рухнули. Я пошел учиться на механика в Чернятинский совхоз-техникум в Жмеринском районе Винницкой области. Мне нравилось работать с техникой.
Latifundist.com: Кроме техники, какие еще были увлечения? Было ли что-то, связанное с сельским хозяйством?
Виктор Рябчук: У нас в роду мужчины очень любят лошадей. И я тоже. Но в детстве от этого пострадал. В каком плане? Отец постоянно наказывал за это. А в 6-м классе меня наказала и лошадь, а потом и отец. Мне запретили ходить на ферму вообще. Все знали, что меня нельзя туда пускать. На подходе к ферме меня все прогоняли, потому что знали, что они тоже будут за это отвечать. Я это хорошо помню.
Latifundist.com: Вернемся к Вашему обучению. Куда пошли после техникума? Где потом работали, проходили стажировки, практики?
Виктор Рябчук: Техникум, армия, потом сельскохозяйственный институт. Первым моим руководителем был Григорий Николаевич Калетник. Сегодня он почетный президент Винницкого аграрного университета. Тогда он был директором научно-производственного объединения «Элита». Я пошел туда на ферму работать инженером.
Latifundist.com: А что касается опыта в управлении: с кого Вы брали пример? Как сейчас реализуете все нюансы менеджмента?
Виктор Рябчук: Понимаете, есть такие люди, которых заставить что-то делать очень сложно. С кого брать пример, с этим мне повезло. Первым руководителем был Григорий Калетник, потом было хозяйство в Немировском районе и его руководитель Александр Гнатенко, в последующем он был избран председателем районного совета. Под его руководством я проработал главным инженером 13 лет.
В 2008 г. я пришел на работу в «Зернопродукт МХП» — одно из предприятий Группы МХП в Винницкой области. Тогда директором там был нынешний депутат Верховной Рады Николай Кучер. Теперь моим непосредственным руководителем стал первый заместитель председателя правления МХП Юрий Мельник. Ну и самый главный пример для подражания — это председатель правления МХП Юрий Косюк. У этих людей-руководителей с большой буквы мне было чему учиться и, надеюсь, многому еще научусь.
Latifundist.com: Как у вас построена система наказаний и мотиваций?
Виктор Рябчук: У нас в МХП все очень просто — есть заработная плата. Она абсолютно у всех состоит из основной и премиальной части. Даже если работа монотонная и постоянно одна и та же. Все равно, есть оклад и премия. Потому что необходимо сотрудников мотивировать выполнять свои обязанности качественно. И руководитель должен следить за этим.
К примеру, если качественный посев, качественная обработка почвы, и у агрономов и инженеров нет никаких замечаний — человеку выплачивается зарплата в полном объеме. Если есть какие-то нарекания, размер премии может варьироваться. А еще в МХП есть годовая мотивация.
Что касается «Агро-С», то мы недавно повысили заработную плату механизаторам. Я ориентировался на региональный уровень зарплат в других компаниях. Собрал эти данные по 11 предприятиям МХП, проанализировал. Некоторые изменения, которые считал важными, внес еще до начала весенне-полевых работ. И руководство согласовало. Потом в июле снова увеличили.
Latifundist.com: Насколько мы знаем, планы для каждого подразделения компании утверждаются в центральном офисе. Как проявляется собственная инициатива в таких рамках?
Виктор Рябчук: На самом деле мы участвуем в разработке этих планов. Есть структура и объем земли. И у каждого поля своя история. Отталкиваясь от этого, мы формируем структуру посевных площадей и размещение по полям, массивам. Точнее, она примерно одинаковая по процентам. Тем более, это утверждено на государственном уровне. И мы пытаемся не отходить от этого. Потому что есть культуры, не то чтобы сверхприбыльные, но дающие прибыль всегда. А есть менее рентабельные культуры, но обойтись в севообороте без них мы не можем.
И мы выходим со своими предложениями на центральный офис. Показываем, что запланировали такое-то количество подсолнечника, кукурузы, пшеницы, сои, рапса — распределили это все. Центральный офис утверждает структуру, затем схему питания, защиты растений. То есть все планируется на месте, при необходимости пересматривается, вносятся коррективы.
Дистрибьюторы общаются с главным офисом, но их продукт-менеджеры, менеджеры по сопровождению, агрономы приезжают к нам. Показывают новую технику, предлагают новые продукты, предоставляют их для демонстрационных посевов. Мы все это испытываем у себя. И когда уже есть положительные результаты, выходим с предложением, говорим, что нам надо именно это. Нам отвечают: да, запускайте. Но, конечно, мы это аргументируем 100% и обоснование должно быть очень простым — прибавка к урожаю, но с учетом расходной части.
Latifundist.com: Когда Вы разрабатывали план на этот сезон, что Вы учитывали и закладывали в расходную часть?
Виктор Рябчук: Погодные условия в этом сезоне способствовали развитию вредителей и болезни. От этого и отталкивались, корректируя технологические карты.
Latifundist.com: Какие новинки в этом году применили?
Виктор Рябчук: В этом году это была двухразовая обработка фунгицидом по подсолнечнику. И плюс жидкое комплексное удобрение. Мы переоборудовали сеялки для внесения этих удобрений под кукурузу и подсолнечник.
Latifundist.com: Вы говорили о преимуществах жидких удобрений. А рассматривали возможность изготовления КАС на базе предприятия?
Виктор Рябчук: Давайте я скажу не своей, а фразой агронома того предприятия, где я работал инженером: каждым делом должны заниматься профессионалы, а не любители.
Latifundist.com: Как на сегодня Вы оцениваете свою результативность?
Виктор Рябчук: Вы уже давно в сельском хозяйстве и пишете об этом. Поэтому я не открою вам ничего нового, если скажу, что бывают такие моменты, когда все выглядит хорошо, пока комбайн не заедет на поле. Например, визуально подсолнечник может выглядеть одинаково. Но была разная схема питания. Визуально — разницы большой нет. Но нам важно, что покажет бункер.
От жидких удобрений большинство предприятий, как вы знаете, отказались с начала постсоветского периода. Однако в 2005 г. МХП возобновил эту работу. То есть мы в этом процессе уже не новички. В нынешнем году в «Агро-С» впервые решили попробовать работать и с ЖКУ. Для внесения этих жидких удобрений нам пришлось дополнительно оборудовать сеялки.
Latifundist.com: Что у Вас сейчас по затратной части? Какое процентное соотношение по культурам было на этот сезон?
Виктор Рябчук: Если говорить о подсолнечнике — это $600/га. Плановая урожайность — 3,07 т/га. Пшеница — $680/га, собираем 6,5 т/га. Озимый рапс — урожайность 3,6 т/га при затратах $830/га. Яровой рапс — 2,5 т/га и затраты $680/га. Кукуруза — 7,9 т/га с затратами $740/га. Соя — 2,6 т/га, затраты — $630/га.
Latifundist.com: Вы в прошлом году говорили об апгрейде техпарка.
Виктор Рябчук: Обновление запланировано. К примеру, у нас есть трактор, который отработал определенное количество моточасов. И его нужно заменять. А есть машины, которые могли бы еще поработать, но их необходимо модернизировать. Мы установили систему высева Precision Planting на сеялки для посева технических культур. В общем 95% сеялок компании (13 единиц) в этом году были переоборудованы под ЖКУ. Но, допустим, речь идет об опрыскивателе, у которого не регулируется клиренс или ширина колеи. Переоборудовать его можно, но выходит дорого. Так и с другим оборудованием. Иногда считаешь, а математика не получается. Поэтому лучше в таких случаях купить новую технику.
Сегодня мы работаем с компанией Pottinger. Начали еще в прошлом году. Предыдущий руководитель предприятия Александр Воскобойник был инициатором этого процесса. Компания разработала под нас сошник, который сможет вносить как сухие, так и жидкие удобрения. В этом году эта техника будет проходить у нас испытания.
Latifundist.com: Вас можно назвать трендсеттерами в направлении развития техники и не только?
Виктор Рябчук: Каждая компания или агрохолдинг планируют свое развитие. Ведь развиваться в любом случае нужно. Вот из этого мы исходим. И все сводится к одному — к прибыли. А она появляется тогда, когда есть две вещи: увеличиваешь урожайность или используешь какие-то новые продукты. Тем самым уменьшаешь затраты.
И еще одна ремарка — в МХП, если хочешь что-то обновить, для этого необходимо сначала заработать средства. То есть ты можешь обновлять свой техпарк, исходя из суммы, которую заработал. И это не потому, что не хватает денег, а для того, чтобы мотивировать специалистов качественней выполнять свою работу.
Latifundist.com: Вы используете дроны, беспилотники?
Виктор Рябчук: Сегодня дрон используем только для видеосъемок. То, что предлагали наши коллеги на Дне поля, мы готовы были испытать, однако они так и не доехали до нас. Этот дрон должен предназначаться для выполнения самых простых агротехнических работ: внесение средств защиты для растений.
Latifundist.com: Используете ли Вы системы спутникового мониторинга полей?
Виктор Рябчук: Нет, не используем. У нас АРМ Агронома на стадии введения в действие. Для оцифровки данных необходима GPS-навигация, проточники, тензодатчики на вес, штрих-кодирование складов. Сейчас мы в процессе того, что устанавливаем оборудование на технику. Все работы практически выполнены. Разрабатывается номенклатура. А это тоже кропотливая работа.
Latifundist.com: В прошлый визит АгроЭкспедиции Вы говорили о том, что расширяетесь и вводите в севооборот нишевые культуры. Некоторые из них мы уже видели на полях — чечевицу и нут. Как Вы оцениваете их состояние, что в результате планирует получить компания?
Виктор Рябчук: Чтобы ввести нишевые или новые культуры, необходимо 100%-ное агрономическое сопровождение или полное знание этой культуры. Исходя из того, что у нас неплохой штат агрономической службы с опытом работы, мы не приглашаем специалистов для сопровождения. И, возможно, где-то немного ошибаемся. Но мы все это делаем на небольших объемах. У нас, например, есть новая для Украины культура — озимый горох. Его привезли наши сербские коллеги, и мы его пробуем. Приблизительно та же ситуация и с чечевицей. Говорить о ее прибыльности пока что рано. Мы только пробуем ее выращивать.
Latifundist.com: То есть пока Вы не рассчитываете на рентабельность?
Виктор Рябчук: Мы не рассчитываем. Это же зонирование. И ситуацию по регионам никто не отменял. У некоторых, к примеру, озимый горох перезимовал, и урожай был хорошим. А у нас, к сожалению, было такое количество снега, что горох просто раздавило. Снег сошел, а гороха нет. Точнее, он есть, но сухой. Сельское хозяйство и природа очень тесно связаны
Latifundist.com: Сколько людей в «Агро-С» приходится на 1 тыс. га?
Виктор Рябчук: 17 человек. Но есть предприятия, где этот показатель намного ниже. И это как раз то направление, в котором нужно работать и постоянно совершенствоваться.
Latifundist.com: Расскажите, как складываются отношения с пайщиками, какие есть программы КСО?
Виктор Рябчук: Возможно, это оскорбит кого-то, но, по моему мнению, в номинации «Самая социально ответственная компания» явным лидером является «Мироновский хлебопродукт». Во-первых, мы платим налоги. По заработной плате у нас не бывает задолженности. К тому же, есть социальные выплаты на один гектар — 70-100 грн. Эта социальная помощь может пойти на школу, детский сад, дорогу, церковь, ФАП. В масштабах предприятия выходит соцвыплат чуть более 2 млн грн.
Latifundist.com: А кто у вас разрабатывает проекты корпоративной социальной ответственности?
Виктор Рябчук: Один из моих заместителей занимается КСО-проектами: контрагентами, арендной платой, вопросами по уборке снега, мусора, организации дней села и т.д. Иногда от председателя сельского совета получаем письма не с просьбой оказать финансовую помощь, а просто покрасить забор. И мы, конечно, помогаем.
Latifundist.com: А как насчет фидбека? Если Вы что-то делаете, понятно, что хотите видеть результат. Как Вы получаете обратную связь от пайщиков и общественности?
Виктор Рябчук: Вот, смотрите, есть план выездов на следующий квартал (Виктор Николаевич быстро находит и показывает нам несколько листов бумаги с перечнем запланированных выездов — прим.ред.). На самом деле сельское население настолько обеднело, что люди злые на всех. И они не хотят разбираться в причинах, хотят больше внимания, общения.
Им неинтересно, что компания является крупнейшим плательщиком налогов. Хорошо, когда средства массовой информации и районное руководство это понимает. И когда у нас есть какие-то социальные проекты, они говорят и пишут об этом. К примеру, недавно была статья в местной газете. Там говорилось о том, что за 2017 год в районный бюджет поступило от МХП 6 млн грн налогов. Но когда ты приходишь на собрание, людям это ни о чем не говорит. Для них важна дорога, размер арендной платы. Поэтому мы видим для себя необходимость большого объема информационной работы среди населения. Важно доносить о важности именно долгосрочных инвестиций в инфраструктуру села. Арендная плата — это хорошо, но развитие местности за этим не стоит. И дорогой эта работа тоже не заканчивается.
Latifundist.com: А как обстоят дела с размером арендной платы?
Виктор Рябчук: В каждом селе разная арендная плата. Процент зависит от оценки земли. Бывает, села находятся рядом, почва одинаковая, но почему-то так случилось, что разница может быть в 2%, 4% и больше. Но постоянно идет увеличение арендной платы. Если не каждый год, то через год — обязательно. Средний размер пая у нас составляет около 30 га. В агрофирме «Веселиновка» арендная плата в 2017 г. составляла 7%, стало 11%.
Latifundist.com: Ваш рецепт успешной работы.
Виктор Рябчук: Наверное, просто должна душа лежать к делу, которым ты занимаешься. Конечно, иногда приходится принимать такие решения, от которых людям не очень комфортно. Но ты понимаешь, что должен, потому что работаешь в этой компании, и ты — руководитель. Я не думаю, что этому где-то учат. Нет, можно научиться быть успешным и справедливым руководителем. Наверное, все хотят такими быть (Смеется — прим.ред.).
Latifundist.com: Благодарим за интересный разговор!
Катя Капустина, Анна Омбоди, Latifundist.com
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта