Высокие показатели запасов зерна создают иллюзию исторически рекордных переходящих запасов в РФ - эксперт
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

По данным Росстата, на 1 июля 2018 г. наличие зерна и зернобобовых в России составляло 20,6 млн. тонн против 15,3 млн. тонн на аналогичную дату годом ранее. Однако данный показатель не следует воспринимать как показатель остатков зерна на конец сезона и как входящие запасы нового сезона. Такую оценку высказал генеральный директор Центра «СовЭкон» Андрей Сизов.

«Большинство участников рынка, да и многие эксперты плюсуют данный показатель с ожидаемым валовым сбором, получая в итоге тот или иной показатель ресурсов, на основании которого делается соответствующий вывод об экспортном потенциале. Но на самом деле это не совсем так. Точнее – совсем не так, поскольку Росстат дает данные именно о наличии зерна на начало месяца, но не о переходящих остатках старого урожая. Наличие же зерна на 1 июля включает как остатки старого урожая, так и поступление зерна нового урожая в июне», - пояснил эксперт.

При этом он напомнил, что в т.г. уборка зерновых на юге России из-за засушливой погоды началась в исключительно ранние сроки. По оперативным данным Минсельхоза РФ, к 3 июля уже было собрано 11,6 млн. тонн зерна против 1,2 млн. тонн в прошлом году, в т.ч. пшеницы 9,3 млн. тонн против 0,1 млн. тонн.

«То есть из данных Росстата о наличии зерна на 1 июля, чтобы получить представление о переходящих остатках, надо вычитать порядка 8 млн. тонн нового урожая, тогда как из данных на 1 июля 2017 г. – лишь около 0,6 млн. тонн. Если этого не делать, то в зерновом балансе возникает двойной счет: новый урожай, собранный в июне, будет учитываться как во входящих запасах, так и в производстве. В результате возникает иллюзия рынка с переполненными запасами», - констатировал А.Сизов.

Если же отделить старое зерно от нового, добавил аналитик, то при таком подходе получается, что переходящие остатки, прежде всего пшеницы, в России на начало нового сезона были меньше, чем год назад.

«Понятно, что некоторые объемы старого урожая оставались в хозяйствах, так называемых субъектах малого предпринимательства, не охватываемых Росстатом. В этом году они, скорее всего, были несколько меньше, чем в прошлом из-за рекордных для конца сезона объемов экспорта. Но это не влияет на окончательный вывод – переходящие запасы как зерновых в целом, так и пшеницы в России ниже, чем в начале прошлого сезона – поскольку сопоставляется один и тот же круг хозяйств, решающим образом определяющий рыночные поступления зерна», - резюмировал эксперт.