Максим Пилипенко: При взлете и самолет качает. Главное — взлететь
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Максим Пилипенко, руководитель торгового дома «НОВААГРО»
Источник фото: Latifundist.com

Торговый дом «НОВААГРО» на рынке Украины уже три года. За это время компания успешно освоила несколько направлений деятельности. О том, чем сегодня живет предприятие, какие планы строит и выполняет ли их, журналисты Latifundist.com решили узнать у его руководителя Максима Пилипенко.

Latifundist.com: Максим, расскажите, когда и при каких обстоятельствах Вы пришли в «НОВААГРО». С чего начиналась здесь Ваша работа?

Максим Пилипенко: Сначала это был «Агросвит». Я пришел туда на должность экономиста в 2012 г. Проработав там 3 года, в июне 2015 г. перешел в ТД «НОВААГРО», где занял позицию руководителя финансового отдела. Сначала занимался финансами, потом мы открыли новое направление — отдел дистрибуции по торговле минеральными удобрениями и посевным материалом. А с марта 2016 г. стал его директором.

Latifundist.com: «НОВААГРО» входит в структуру одноименной группы компаний. А какова внутренняя структура самого торгового дома, ведь направлений бизнеса у вас несколько? 

Максим Пилипенко: Наш торговый дом разделен на три отдела со своими руководителями. Наше основное направление — переработка зерновых, экспорт, реализация на внутреннем рынке муки и отрубей, трейдинг зерновыми и масличными, торговля посевным материалом и минеральными удобрениями.

Latifundist.com: Какое из названных направлений считаете наиболее успешным и прибыльным?

Максим Пилипенко: Сложно сказать. На самом деле, из года в год показатели отличаются. Бывали периоды, когда экспорт муки и переработка были в лидерах. В этом году среди всех наших направлений, пожалуй, флагманом является трейдинг зерновых.

Latifundist.com: С чем это связано?

Максим Пилипенко: С конъюнктурой рынка и мировыми ценами. На сегодняшний день, по данным аналитиков, мы в Украине получили не тот урожай пшеницы и зерновых, на который рассчитывали. При этом основные наши конкуренты в торговле зерновыми — Россия, Северная и Южная Америка — тоже собрали не лучший урожай. Из-за этого мировая цена на зерно (в принципе, как и на все ресурсы на той же Чикагской бирже) показывает рост. В Украине тоже растут цены на сырье. При этом продукты переработки за этими ценами не успевают, потому что есть определенный временной лаг. 

Возьмем производство муки в определенный период времени. Начинается новый сезон — получаем новый урожай. Однако мука состоит частично из старого и нового урожая. Соответственно, стоимость нового сначала занимает меньший процент в себестоимости. Через месяц — уже больше. Соответственно, как я уже говорил, есть определенный лаг. И цена муки в начале сезона отстает от рыночной стоимости зерновых. В то же время, когда цена на зерновые падает, стоимость муки остается без изменений. И только через определенный период начинается небольшое падение.

Пшеница

Так произошло и в этом году — пока что мука не показывает той динамики, как у сырья. В СМИ, от переработчиков и производителей мы слышим, что возникает перекос цен, дефицит с «продоволкой», с мукой. В общем, пока все с этим связано.

Latifundist.com: Как Вы оцениваете покупательную способность украинцев? По утверждению экспертов, она демонстрирует отрицательную динамику. И прогнозы неутешительны. Чем думаете привлечь покупателей в условиях острой конкуренции?

Максим Пилипенко: Мука — это сырье для социально значимого продукта, т.е. для хлеба. Потребление его, в принципе, относительно стабильно. Оно может варьироваться от возрастной категории. Молодежь потребляет меньше хлеба, старшая возрастная категория — больше. Но население Украины стареет, и в целом потребление хлеба и хлебобулочных изделий в нашей стране находится на одном уровне. Конкуренция есть всегда, и это хорошо. Но говорить о том, что снижение покупательной способности населения отразилось на торговле мукой, это преувеличение. Это одна из тех позиций, которая востребована всегда. Да, вопрос цены сейчас является основным. Но я думаю, рынок все расставит по своим местам.

Latifundist.com: В чем выражаются конкуретные преимущества Вашей компании и производимой продукции «НОВААГРО»?

Максим Пилипенко: Это стабильность и качество. Их подтвердят не только покупатели Украины, но и мировые потребители. В прошлом сезоне 2017/18 мы стали лидерами по экспорту муки в Украине. С качеством у нас нет проблем. При этом имеем возможность гибко подходить к вопросам оплаты нашей продукции. То есть используем все механизмы, в том числе всевозможные отсрочки. Поэтому компания чувствует себя достаточно прочно на рынке и идет вперед.

Экспортная цена на муку отстает от стоимости сырья

Latifundist.com: С нашего последнего разговора прошло около полугода. Изменилась ли за это время география экспортных поставок Вашей продукции? Какие новые направления удалось открыть и для какой продукции?

Максим Пилипенко: Как я уже говорил, экспортная цена на муку отстает от стоимости сырья. Поэтому мы пока не расширяем свою географию. Все наши основные покупатели не изменились. И в этом направлении пока что нет ничего нового, хотя мы работаем над этим. Должен уйти этот перекос между внутренней и экспортной стоимостью муки. Тогда будем двигаться дальше. Мы держим руку на пульсе и ведем переговоры. В целом наша продукция стандартизирована и никаких там особых новинок нет, сюрпризов никаких не делаем. Покупатели требуют от нас высокого качества и поставки в оговоренные сроки. Вот основные моменты, на которые мы ориентируемся.

Latifundist.com: Ранее в интервью нашему изданию отмечалось, что ТД «НОВААГРО» планирует закончить этот год с объемом продаж в 1,4 млрд грн. Насколько близки к данному результату?

Максим Пилипенко: Мы его перевыполнили. Маркетинговый год закончился, и мы сейчас подводим итоги. Я думаю, объем продаж будет 1,5 млрд грн. То есть мы перевыполнили свои планы практически на 10%.

Latifundist.com: Какие объемы продовольственного зерна, в частности, пшеницы, необходимы ТД «НОВААГРО» для выполнения плановых показателей?

Максим Пилипенко: В этом году объем закупок у нас по плану составляет около 300 тыс. т.

Latifundist.com: Чем запомнился этот год и какие планы и перспективы на будущий?

Максим Пилипенко: Этот год у нас амбициозный. Наша Группа пополнилась спецмощностями. К Ковяговскому элеватору добавились еще Граковский, Великобурлукский и Орельский. Общая мощность хранения — около 260 тыс. т. Мы заключили кредитные договора с «Кредобанком» на 50 млн грн, увеличили лимит с «OTП Банк» с 125 млн грн до 200 млн грн. Ведем переговоры еще с несколькими банками. Поэтому планируем увеличить свои объемы продаж на 50% и довести до 2,5 млрд грн.

Великобурлуцкий элеватор компании NOVAAGRO
Великобурлуцкий элеватор компании NOVAAGRO
Великобурлуцкий элеватор компании NOVAAGRO

Latifundist.com: В настоящий момент вы выводите на рынок новую торговую марку для бакалеи. Расскажите предысторию? На каком этапе Вы сейчас?

Максим Пилипенко: Под торговой маркой «Дарислава» мы будем реализовывать продукцию собственного производства. Это мука и гречневая крупа. В перспективе планируем расширить линейку, выпускать гороховую и кукурузную крупу. Сейчас мы перешли от разработки к стадии регистрации торговой марки. Логотип есть, эскизы и макеты тоже. Надеемся в ближайшее время получить все документы и приступить к производству и фасовке продукции под данной торговой маркой.

Latifundist.com: Почему выбрали такое название?

Максим Пилипенко: Дарислава — это древнее славянское женское имя. Мы ориентировались на то, что женщина, сильная духом, показывает пример всем. Исторически сложилось, что в нашей культуре женщина имеет особую роль и значение. Она — источник вдохновения, и силы. Является прародительницей всего. Мы выбирали из женских имен. И так получилось, созвучное имя — дарящая силу, доминирующая, идущая вперед. Это отвечает нашим стремлениям и амбициям.

Максим Пилипенко

Latifundist.com: Продукция с такой ТМ будет ориентирована на внутренний рынок или пойдет и на внешние?

Максим Пилипенко: Данная торговая марка создавалась для внутреннего рынка. Само имя больше понятно нам. И, соответственно, с этой торговой маркой планируем работать в Харьковской, Сумской и Луганской областях.

Latifundist.com: Пока три области? Но в дальнейшем планируете расширяться?

Максим Пилипенко: Да. Надеемся. Все-таки «Дарислава» обязывает (улыбается — прим. ред.).

Latifundist.com: А какая ценовая политика?

Максим Пилипенко: Это где-то средний и чуть выше среднего ценовой диапазон. Это не эконом-класс, а ближе к верхнему ценовому диапазону.

Latifundist.com: С чем это связано? С качеством продукции?

Максим Пилипенко: Да. У нас для круп есть свои мощности. Это Волчанский крупяной завод, где мы можем полностью контролировать качество на каждом из этапов. Мы производим муку на Новопокровском комбинате. Она уже завоевала определенное имя. Здесь мы тоже можем следить за соответствием всех качественных показателей и можем гарантировать покупателю самое высокое качество продукции. С этим связано наше желание работать на рынке именно с этой торговой маркой, в этом ценовом диапазоне и с этими покупателями.

Гречневая крупа

Latifundist.com: Насколько для ТД «НОВААГРО» и Вас лично важны рейтинги?

Максим Пилипенко: Для нас, в первую очередь, важны удовлетворенность собой, своим результатом, удовлетворенность наших покупателей нами, как партнерами. Место в рейтинге — это как дополнительная награда, некий бонус. Как констатация результативности наших усилий. Но, в первую очередь, мы боремся за интересы покупателей.

Latifundist.com: Когда руководитель компании говорит о том, что у них все хорошо и они достигли намеченного, именно в этот момент начинается спад производства. Согласны ли Вы с таким мнением и есть ли план, по которому Вы шаг за шагом планируете развиваться?

Максим Пилипенко: Планы есть, и, как я говорил ранее, они амбициозные — увеличить в 1,5 раза объем продаж. У нас нет даже и мысли о том, что мы удовлетворены собой. По итогам каждого сезона и маркетингового года мы смотрим и чувствуем определенное разочарование или удовлетворенность от своих результатов. Анализируем, что не сделано, что могли бы сделать. И есть желание с каждым сезоном исправлять какие-то нюансы.

Мы не строим планы на десятилетия, потому что это сложно с учетом украинских реалий. И это было бы преждевременно. Года на три с учетом всей конъюнктуры рынка у нас план имеется. Мы будем развиваться и расти. Тем более, есть куда. Мы видим возможность и новые горизонты, поэтому можем двигаться дальше.

Latifundist.com: Как подходите к управлению компанией? Можете себя назвать демократом или, наоборот, диктатором?

Максим Пилипенко: Я демократично подхожу к сотрудникам. Если персонал подобран правильно и соответствует твоим человеческим качествам, жизненным принципам, и целям. Ты к нему по-человечески относишься, то и человек будет относиться к тебе так же. Если ты будешь прилагать усилия для его роста и развития, то и человек будет прикладывать максимум усилий для этого и, соответственно, для компании, в которой он работает. Поэтому честность, открытость, порядочность в отношении с сотрудниками — это наш приоритет. И я надеюсь на их аналогичное отношение к компании.

Максим Пилипенко

Latifundist.com: А как насчет мотивации сотрудников?

Максим Пилипенко: Наша система мотивации отвечает современным реалиям рынка и не уступает ничем фирмам-конкурентам в оплате труда. Мы подходим индивидуально к показателям сотрудников и поощряем их согласно усилиям, вложенным в общий результат компании. Текучесть кадров у нас минимальная.

Latifundist.com: Трудно быть руководителем?

Максим Пилипенко: Ты просто ожидаешь от человека определенной отдачи и выполнения поставленных задач. Думаешь, если мне дали задание и я его выполняю, то и другой человек поступит так же. А по факту все далеко не так. После неоправданных ожиданий порой наступает разочарование. Все люди разные, разные требования, разные желания. И «потолок» у каждого свой. Кому-то что-то нужно, а кому-то — ничего. А кто-то только делает вид, что ему что-то нужно.

Приходится сталкиваться с такими моментами, иногда сдерживать себя. Привыкаешь, учишься. Это трудно, особенно поначалу. Как, впрочем, в любом деле. Когда начинаешь что-либо новое, это непросто. Главное — начать. При взлете и самолет качает. Главное — взлететь.

Latifundist.com: Благодарим за интервью!

Анна Омбоди, Latifundist.com