Место встречи Агро Титанов изменить нельзя — оно традиционно у моря. 7-8 сентября в Одессе проходила III международная конференция Grain Ukraine 2018. Благо, южная область наконец-то дождалась своих осадков (Уборочная? Не, не слышал!), погода была скверной, и вместо релакса на пляже с коктейлем на форуме обсуждались серьезные темы. О «серых» и «черных» рынках зерна и масла, торговых войнах, геополитике и глобальных экономических трендах, зерновой логистике, ценообразовании и хеджировании рисков, автоматизации и диджитализации агробизнеса… Мы собрали для вас главные тезисы зерновой конференции.
«Украина должна получить максимальную выгоду от торговых конфликтов США-Китай, США-ЕС, которые длятся с весны 2018 г.», — генеральный директор COFCO Agri Ukraine Владимир Осадчук.
Ситуация: США экспортировали около 1,3 млн т кукурузы в Китай и около 1,85 млн т — в ЕС в первой половине 2018 года. Сейчас оба направления для Америки закрыты благодаря имплементации 25-процентных импортных тарифов (рост цены на $50/т, что сделало кукурузу США абсолютно неконкурентной для этих двух направлений).
Прогноз: суммарно Украина получит дополнительную долю рынков Китая и США, всего +2,5-3 млн т кукурузы и сои.
Аргументы
Подробнее по теме
«В торговой войне США-Китай мы прогнозируем 3 сценария», — старший вице-президент R.J. O’Brien (США) Жолт Винце.
Сценарии конфликта
Итоговый прогноз: рост производства таких культур, как кукуруза, соя, пшеница и ячмень в Причерноморском регионе
«Наиболее перспективный регион для расширения географии экспорта причерноморских зерновых — Восточное побережье Африки: Судан, Кения, Эфиопия, Джибути, Сомали и др. Сейчас их население насчитывает около 212 млн, и эта цифра удвоится до 2024 года», — старший трейдер Promising International Trading Co. DMCC (ОАЭ) Хазем Сакер.
Перспективы
Риски
Вопрос: «Почему Минагропрод не организовывает официальные визиты и не налаживает отношения со странами Восточного побережья Африки, если мы хотим смотреть на этот рынок в перспективе наращивания присутствия в ближайшие 10 лет?» — генеральный директор GrainCorp Ukraine LLC Олег Левченко.
«Наши производители всегда были уверены, что по объемам импорта украинской агропродукции Египет был и есть номером один, что было правдой много лет подряд. Но сейчас на повестке дня такие рынки, как Бангладеш, Индонезия, Филиппины — perfect marriage для украинского трейдера», — Black Sea трейдер Olam International Роман Русаков.
Вопрос: «Если мы (Украина) — наиболее дешевые и подходим им (азиатским странам) по качеству продукции, почему мы все еще не №1 в мире по экспорту в эти страны, и что надо предпринять, чтобы это исправить?» — управляющий директор TRADAIDE Иванна Дориченко.
Ответ: К сожалению, Украина пока не производит того объема зерна, как, к примеру, Россия. Но при этом индонезийцы и филиппинцы комфортнее чувствуют себя в работе с Украиной, нежели с Россией, учитывая фитосанитарные стандарты качества. При этом Филиппины наращивают импорт зерновых на 1,5 млн т ежегодно.
«Европа — это скучно. По сути, мы пытаемся продавать агропродукцию на рынок, на котором и так все свое есть: Франция, Германия и т.д. Нам туда не так уж и интересно двигаться дальше, там не такая уж и прибыль большая, там нет заработка (имхо). Если же мы говорим про Африку и Азию с точки зрения менталитета — украинцам на этих рынках работать привычнее. Представьте себе азиатского и европейского менеджеров, которые пытаются о чем-то договориться... Посадите между ними украинца — и все получится. Мы уже научились у западных коллег, но у нас всегда была транскультурная ментальность и понимание ходового на этих рынках принципа: «Он — мой друг, он был в моем доме, я буду делать с ним бизнес», — управляющий директор TRADAIDE Иванна Дориченко.
О НАБОЛЕвшем ЗЕРНОВОЙ ЛОГИСТИКЕ И «ЧЕРНОМ» РЫНКЕ
«Сейчас 80% зерновых перевозится по железной дороге. Сегодня ей не хватает эффективности. Это отставание, от которого страдают аграрии, моя команда и вся страна. Из-за этого мы проигрываем конкуренцию в Черноморском регионе», — генеральный менеджер региона Дунай/Украина компании Cargill Василе Варварой.
Ситуация #1: Украина проигрывает в конкурентной борьбе в Черноморском регионе, в первую очередь, из-за слабой цепочки поставок зерна с полей в порты. Есть регионы, где у аграриев нет доступа к ж/д. Это надо менять жестко и быстро.
Как решить: прекратить льготное распределение локомотивов; создать прозрачные и понятные правила распределения вагонов на опорных железнодорожных станциях (сейчас вагоны распределяются от первого до последнего элеватора, присоединенного к опорной станции). Железная дорога должна давать максимальную дневную возможность погрузки элеватору. Следующую подачу порожних вагонов элеватор получает только тогда, когда железная дорога обслужит все элеваторы, которые имеют ж/д ветку со станцией. Также необходимо разрешить частную тягу; возродить к работе закрытые станции.
Ситуация #2: «Серый» рынок: около 40% сельхозпродукции торгуется за нал, а это означает — никаких налогов, никаких возвратных экспортных процессов.
Как решить: адаптировать закон, который бы прекратил экспорт агропродукции без НДС.
«Нужно выработать четкие правила того, кого мы будем считать перевозчиком, сколько и каких активов он должен иметь. Потому что, если он купил только дизельные локомотивы, то с учетом структуры нашей ж/д, которая имеет три вида тяги, нам придется пустить его ездить под электрикой на дизеле, что противоречит всем нормам безопасности. Или может оказаться, что на каком-то сегменте дороги он навозил столько грузов, что потом все вместе не сможем вывезти его... Нужен сбалансированный подход и четкое понимания того, каким должен быть частный перевозчик», — рассказал директор по финансам и экономике «Укрзализныци» Андрей Рязанцев.
Ситуация: на сегодняшний день в «Укрзализныце» тягово-подвижной состав изношен более, чем на 80%. При отсутствии изменений вскоре будет иметь место динамическое уменьшение пропускной способности железной дороги.
Как решить: УЗ тарифы должны быть повышены примерно в 3 раза.
«Наша страна сегодня производит 60 млн т зерна. В «Кернеле» урожайность обычно качественно отличается от средней по региону на 30-50%. Мы четко поняли, что, исходя из тех показателей, которые мы видим у себя, Украина может производить 100 млн т. Так что мы решили сделать не очень стандартную для рынка, но правильную вещь, — создали проект Open Agribusiness, в рамках которого делимся своей технологией абсолютно открыто с партнерами, которые поставляют нам продукцию. Мы бы хотели, чтобы люди проникались этой идеей и шли за высокой урожайностью, так, как идем мы», — генеральный директор «Кернел» Евгений Осипов.
Задачи
«Невозможно сравнивать хозяйства между собой по EBITDA с гектара для, скажем, рейтингов тех же аграрных СМИ. Ведь существует максимум отличий в работе хозяйств. Это и различные системы учета, отчетности, подходы корректировок EBITDA (капитализация активов, разовые потери и т.д). Более того, играют роль региональные особенности (почва, погодные условия, ценовая политика стоимости аренды гектара земли, стоимость труда)», — вице-президент компании AgroGeneration Сергей Булавин.
«Наивысший зарегистрированный средний урожай пшеницы в Великобритании — 23 т/га. Напомню, что в Украине показатель составляет чуть больше 4 т/га. По кукурузе мировой рекорд — 38 т/га. Это тоже кажется фантастической величиной, но это тот огромный потенциал commodities культур, которые все любят и учатся выращивать. Соглашусь, что мы можем удвоить их производство. Но не стоит упускать из виду и не-commodities культуры. К примеру, 120 тыс. га виноградников Бордо сопоставимы в денежном эквиваленте с 22 млн обрабатываемых гектар в Украине. Весь наш экспорт — это как виноградники Бордо. С точки зрения производства продуктивность должна быть на первом месте», — генеральный директор компании «Агроскоп Интернешнл» Антон Яковенко.
Это только малая толика полезностей с конференции. Больше ищите в прямых эфирах на страницах Latifundist.com и Grain Ukraine Conference в Facebook, а также в наших пост-материалах. Оставайтесь с нами, продолжение следует!
Дарина Козориз, Latifundist.com
© ООО "Агро Онлайн", 2025, support@agro-online.com | Оферта