Иванна Дориченко,
Управляющий директор Tradaide, Лондон
На тему дефолтов текущего сезона, наверное, на сегодня не высказались только ленивые или теоретики, которым особо все равно о чем говорить, лишь бы говорить. Но тема, к сожалению, остается актуальной, несмотря на то, что ажиотаж немного спал. Вполне естественно, что рынок, который несколько лет сидел в медвежьем тренде, жалуясь на хороший урожай с низкими ценами и втихомолку мечтая, чтобы в зерновых поясах Америк с Австралией случился массовый пожар или хотя бы какая-то крохотная засуха, даже не мог себе предположить, сколько «счастья» свалится ему на голову, когда его мечты осуществятся и рынок все-таки встряхнет. Вот он и оказался не готов к тому, что произошло этим летом.
Важно отметить, что в сложной ситуации оказались и продавцы, и покупатели, поскольку у каждого из них были и закупочные контракты, и запродажные. Поэтому и те, и другие начали лихорадочно перебирать все свои опции в поисках наиболее эффективного решения проблемы в той форме, в которой она возникла у них.
Стоит отметить, что выбор этого решения в большинстве случаев принято сводить к узко юридическому анализу, лишний раз не делая под него даже базовую коммерческую калькуляцию. Мы же считаем, что он должен вовлекать в себя еще целый ряд факторов, которые могут казаться несущественными в момент принятия решения, но могут серьезно повлиять на его последствия в кратко- или долгосрочной перспективе.
Мы попробовали рассмотреть наиболее часто повторяющиеся сценарии или наиболее часто обсуждаемые опции и изложили их ниже в порядке предпочтения: от продавца к покупателю (просьба не перепутать и помнить, что мы говорим о лете 2018 года, а не о гипотетических рыночных колебаниях в ту или иную сторону). Но дискуссия эта будет не о том, кто прав или виноват (это в любом случае вопрос философский и доказательственный), и не о каких-то отдельно взятых юридических терминах и их толковании (это к теоретикам из первого параграфа), а о том, как решать проблему и чем это чревато.
1. Дефолт (срыв поставки), или «Да не буду я выполняться, что они мне сделают?»
Очень неприятно. Более того, неприятно и неприемлемо. Не только потому, что здесь вы можете раскопать топор войны с этим контрагентом на всю оставшуюся жизнь. Мы все знаем старый добрый принцип, что о хорошем мы рассказываем троим, о плохом – десятерым, если не всему миру. Возможно, на данном этапе подобный репутационный риск вам не покажется настолько страшным, ведь в конце концов вам нужно спасать компанию, вы можете оказаться банкротом, у вас будет огромная дыра в operational сash flow или … (подставьте свою версию). Но пусть вас тогда не удивляет, что через неделю-две-месяц с вами могут перестать здороваться даже хорошо знакомые вам люди, а при упоминании вашего имени в профессиональных кругах у людей начнут отыгрывать лица.
Более того, поскольку весь украинский рынок сейчас как никогда наводнен, не побоюсь этого слова, швейцарско-английско-прочими нерезидентными компаниями, информация о вашем, мягко говоря, не самом адекватном поведении может быстро просочиться на международный уровень. А там все может быть уже намного менее весело. Естественно, если вы настолько крупные и важные, что с вами будут работать в любом случае, к чему вам это беспокойство? Но, поверьте, рынок очень маленький. Вы себе даже не представляете насколько. И в тот момент, когда вам не дадут кредит в международном банке, безосновательно закроют финансирование, запросят премиум за базовый продукт или услугу или выкатят огромный список для комплаенса перед получением какого-то жизненно важного для вас транша, не удивляйтесь. Вы сами могли заложить для этого всего фундамент. Это как с египетскими тендерами, куда некоторое время назад после истории со спорыньей и массовых отказов многие трейдеры передумали поставлять зерно, кроме как за премию. И действительно, зачем им это нужно?
И это мы еще даже не упоминали о масс- и социальных медиа и том, что с вашим именем и репутацией на международном рынке могут сделать социальные медиа и ярые приверженцы ключевого постулата GAFTA "о моем слове – моем обязательстве", особенно если окажутся в компании прочих пострадавших от ваших чрезмерно жестких мер.
2. Дефолт (декларация), или «Да надоели они, пошлю их на/в дефолт, тем более что они грубо нарушают все наши договоренности»
Прекрасная идея. Правильная идея. Но не всегда мудрая. А если не совсем корректно воспроизведена в жизнь или не вовремя и, вообще, может поставить вас в ситуацию, в которой вы окажетесь крайним. Тем более если срок поставки еще формально не наступил или если вы уже две недели ведете дискуссию на тему каких-то вариантов модификации вашего контракта, чтобы они его все-таки выполнили. Несколько лет назад наблюдала ситуацию, грустную до безобразия: люди начали арбитраж, привлекли в соответчики торговой компании главную компанию холдинга (!), выиграли судебную тяжбу в нашем Высоком суде на тему этого самого привлечения, собрали всю позицию и все доказательства и – УПС – проиграли арбитраж, ибо нотис о дефолте был некорректно составлен. Уважаемыми и грамотными людьми, между прочим. Так что всякое бывает.
С другой стороны, расстановка по понятиям иногда просто необходима, например, если ваш контрагент – большой и наглый транснационал, который пытается задавливать вас своей значимостью, в которой зачастую нет ничего, кроме #давызнаетектоя. Знаем. Дефолтер. Такой же, как и все остальные, только еще и с комплексом Наполеона. Вот тебе дефолтный нотис, до встречи в следующем параграфе.
3. Арбитраж
Неприятно, но приемлемо, а иногда и просто без вариантов.
Иногда доводят, и это уже вопрос принципа, иногда слишком большие суммы на кону, иногда нужно показать налоговой, откуда дыра в «валютних надходженнях», а иногда и просто юристы посоветовали. Вариант рабочий, но о-о-очень долгий и в меру дорогой. Плюс, фактор непредсказуемости решения тоже никто не отменял, потому что вы никогда не знаете, что может взбрести в голову даже самым умным и адекватным арбитрам. Если же вам обещают почти стопроцентный результат, будьте бдительны, наверняка это все те же теоретики из первого параграфа. Или просто заработать очень хочется. Никогда не забуду еще одну весьма показательную историю, когда после нескольких лет всевозможных арбитражных и судебных тяжб, включая арест активов по всему миру, клиенты все равно умудрились договориться о закрытии проблемы суммой, которая всего на несколько сотен тысяч превышала изначальную цифру, предложенную контрагенту (внимание!) на этапе осложнений с погрузкой. Хотя и спор, и решения против них измерялись несколькими миллионами. А те юристы, которые 3 года кормились на этом кейсе, до сих пор ходят и рассказывают по рынку, каким эффективным инструментом является всемирный арест активов. Ну не теоретики?
Тем не менее, инструмент достаточно эффективен, особенно если он часть продуманной стратегии. И если подумать, то вариантов того, как наказать злостного дефолтера при наличии подтвержденного арбитражем долга, у вас будет намного больше.
Ни один из вышеописанных вариантов не мешает вам договориться о мирном разрешении спора даже после самых жестких шагов с вашей стороны. Здесь важно просто придерживаться определенных рамок и порядка действий, чтобы самому себя не подставить и не потерять сильную позицию, если она у вас есть.
Об этом в нашем следующем материале.
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта