Украина может и должна расширить свое присутствие на рынках участников торговых противостояний – Андрей Друзяка (АПК-Информ: ИТОГИ №9 (51))
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

В условиях высокой конкуренции на глобальном уровне, усиливающегося влияния на мировую торговлю агроклиматических условий и политического аспекта трейдеру становится все сложнее выделить основное и оценить перспективы той или иной культуры в разрезе географии ее экспорта. Чего только стоил нетипичный спрэд между фуражным ячменем и продовольственной пшеницей, а также кукурузное «ралли» в конце 2017/18 МГ… При этом немаловажную роль в ценообразовании на украинском зерновом рынке играет политика сдерживания продаж агропродукции сельхозпроизводителями, которые вынуждены балансировать между импортозависимостью в контексте МТР и зависимостью внутреннего рынка от мировой конъюнктуры. Об этом и не только мы побеседовали с Андреем Друзякой, атлантом украинского зернового рынка, одним из первых экспортеров украинской кукурузы.

 

- Андрей Евгеньевич, какие особенности старта зернового сезона-2018/19 Вы могли бы выделить?

- На самом деле, в начале сезона не было ничего необычного по сравнению с окончанием прошлого. Цены плавно перетекли из одного урожая в другой. По крайней мере, такая же ситуация была в последние 2 года. Затем началось небольшое ценовое «ралли», появление которого спровоцировала совокупность определенного количества глобальных причин – засухи и наводнения-переувлажнения во многих зерносеющих регионах мира, а также торговые войны. Кроме того, в Украине есть еще одна весомая причина для роста цен спроса – наличие у большинства украинских сельхозпроизводителей достаточного запаса денежных ресурсов, чтобы не продавать продукцию в условиях низких послеуборочных цен, а занимать выжидательную позицию, рассчитывая на повышение цен в краткосрочной или среднесрочной перспективе.

 

- Изменится ли география экспорта украинской агропродукции в 2018/19 МГ?

- География экспорта украинского зерна в этом сезоне не сильно изменится. Так же силен будет Китай, который восстановил свои позиции в импорте украинской агропродукции. В условиях глобального торгового противостояния США-Китай позиция Украины может укрепиться. Особенно это касается белковосодержащих продуктов – сои, шрота подсолнечника. Меня удивляет, что Украина до сих пор не подписала соответствующие соглашения на поставку пшеницы в Поднебесную. Окружающие страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Индонезия, Таиланд, Индия – в последние годы являются крупнейшими покупателями украинской пшеницы. Почему бы не попробовать экспортировать украинскую пшеницу и в Китай?

Не снизится экспорт агропродукции из Украины в ЕС. И это не только потому, что мы «связаны» соглашениями с ЕС, а «благодаря» торговым перипетиям США с ЕС. Помогут украинским экспортерам и погодные условия в ЕС, повлекшие снижение качества и количества европейского урожая. Вообще, погода подвела не только Европейский союз. Пострадали и Россия, и Канада, и Австралия, в Аргентине также не все в порядке по метеоусловиям. Украину в плане погоды в этом году «пронесло», а для сои, кукурузы и подсолнечника вообще климатические условия были близки к идеальным для их выращивания.

В целом, погодные условия меняются год от года по всему земному шару. И если в этом году Украине более-менее повезло с погодными условиями, то… Хочется, чтобы и дальше погода нас баловала.

 

- В сложившихся условиях как Вы оцениваете перспективы сотрудничества с Турцией?

- Я надеюсь, что наконец-то в этом сезоне увидим массовый экспорт украинской пшеницы в Турцию, потеснив на этом рынке Россию. Основания для этого –существенное снижение урожая пшеницы в России, перманентные экономические «недоразумения» Москвы и Анкары и желание Турции диверсифицировать поставки зерновой. Причиной увеличения закупок пшеницы в Украине может стать и запрет турецких властей на экспорт муки, произведенной из выращенной в стране пшеницы, дабы не допустить роста цен на внутреннем рынке. А Турция – торговец мукой номер один на мировом рынке. И у турецких производителей есть долгосрочные контракты. И под эти контракты нужно закупать сырье. Надеюсь, что это будет украинская пшеница.

 

- Многие эксперты видят перспективы в растущих потребностях по продовольственному потреблению Африки. Разделяете ли Вы данную точку зрения?

- Да, я оптимистично оцениваю потенциал Африки. Притом это не Египет, за который идет борьба на государственных тендерах, в первую очередь, а другие страны этого континента. В Африке растет благосостояние населения, идут инвестиции, в отдельных странах появляется средний класс и увеличивается платежеспособность населения. Как пример, в прошлом сезоне Украина значительно увеличила поставки муки в Африку. А теперь страны данного региона строят перерабатывающие мощности. У Украины есть возможность продавать туда значительные объемы зерновых, и не только пшеницы.

 

- Как Вы можете прокомментировать тот факт, что всю вторую половину 2017/18 МГ и на старте 2018/19 МГ фуражный ячмень торгуется по ценам выше пшеницы 2 класса, при этом посевные площади под ним в Украине продолжают сокращаться?

- Нетипичный спрэд между фуражным ячменем и продовольственной пшеницей начал отмечаться с августа прошлого года. Ключевой причиной послужил напряженный баланс ячменя в основных странах-производителях, который привел к тотальному превалированию спроса над предложением, что и повлекло рост цен на зерновую.

10-12 лет назад Украина экспортировала объемы ячменя, которые превышают сегодняшние объемы его производства. Мы тогда были лидерами по экспорту данной культуры в мире. А сегодня сезон торговли ячменем в Украине заканчивается в ноябре – его просто успевают вывезти из страны. От сезона к сезону ячмень постепенно переходит в категорию нишевых культур и вполне может повторить историю ржи. В 2017/18 МГ ячмень дал возможность заработать и сельхозпроизводителям, и экспортерам, и я надеялся, что посевные площади под ячменем, отношение к посевмату и, вообще, к технологиям его выращивания изменятся. И они изменились! Только не в ту сторону – посевные площади уменьшились. К ячменю по-прежнему относятся как к третьесортной культуре, а валовой сбор уменьшился более чем на 1 млн. тонн. Поэтому цена на ячмень пока и поддерживается высоким спросом на фоне дефицита его предложения.

Премию к цене ячменя по сравнению с продовольственной пшеницей я нахожу вполне обоснованной. При этом считаю это явлением временным, хотя оно и немного затянулось. И, возможно, уже в этом сезоне мы увидим возвращение цен на свои уровни, когда продовольственная пшеница торгуется по ценам выше фуражного ячменя. Но это мое мнение.

 

- Подобная ситуация отмечалась на рынке ячменя в ноябре 2016 года. Правда ли что все циклично, и ценовые графики «помнят все»?

- С января 2001 года по сентябрь 2002 года, то есть на протяжении 20 месяцев, наблюдалось аналогичное поведение фуражной кукурузы по отношению к продовольственной пшенице. Через год, с августа 2003 года по сентябрь 2004 года, история с кукурузой повторилась. Тогда премия по кукурузе доходила до 40 USD/т. Эксперты говорили, что много «бумажных» контрактов держали ведущие мировые финансовые институты, которые и не давали снижаться цене на кукурузу.

 

- Как на такие ценовые изменения реагируют ключевые импортеры?

- Мне нравится, как покупатели из Южной Кореи ведут себя при повышении цен на какую-то из фуражных культур. Они просто импортируют более дешевую. Наверное, у них есть рецепты взаимозаменяемости зерновых культур в рецептуре комбикормов.

 

- Какие из локальных факторов, по Вашему мнению, окажут ключевое влияние на ценообразование в зерновом сегменте Украины в начавшемся сезоне?

- Украинский аграрный сектор экспортозависим от реализации произведенных и первично переработанных сельхозкультур. В сырьевом секторе – зерновых, масличных, технических культур – мы просто «обязаны» экспортировать более 2/3 урожая. Это необходимо для того, чтобы поддерживать балансы и обеспечивать возврат денежных средств в оборот сельхозпроизводителей. В сфере переработки сельхозпродукции, в первую очередь, это конечно касается переработки масличных (семена подсолнечника, соевые бобы) – цифры еще более значимые. Доля экспорта продуктов переработки доходит до 90%. И что очень важно в данной экономической ситуации – это поступление валютной выручки в Украину.

С другой стороны, наше сельское хозяйство является одновременно импортозависимым. Начиная от семян, средств защиты растений, удобрений, горюче-смазочных материалов, сельхозтехники и прочего – все привязано к курсу доллара.

Вот за счет второй составляющей – импортной – рентабельность сельхозпроизводства даже при росте цен на мировых рынках снижается. Да и вообще сельхозпроизводитель никогда (!!!) не будет доволен ценами реализации.

В целом, каждый новый маркетинговый год вносит в наш аграрный лексикон новые термины и понятия. Относительно качества зерна в этом сезоне: пшеницу еще не посчитали (сколько продовольственной, сколько фуражной), кукурузу еще не собрали, ячмень – как всегда. Но вот в этом сезоне как никогда всплыли фитосанитарные (карантинные) проблемы: по рынку ходит страшное слово «альтернариоз», проще – грибковое заболевание зерновых (и не только).

Еще одно открытие этого сезона – от логистов. Это термин «полумаршруты» – что-то среднее между поставкой вагонов на закрытые и закрываемые зерновые станции и маршрутов составов на одобренные «Укрзализныцей» станции. Уверен, открытия этого сезона будут продолжаться.

Законодательство – всегда фактор непредсказуемости и внезапности. Это касалось отмены возмещения НДС при экспорте зерновых с 2011 по 2016 годы, возврата нормы возмещения НДС с 2016 года, изменения системы налогообложения сельхозпроизводителей, нового «соевого» закона и прочих государственных инициатив. У меня есть ощущение, что еще в этом году продолжится творчество законодателей в аграрной сфере. Но такой риск просто невозможно просчитать.

 

- Какие из глобальных факторов будут оказывать ключевое влияние на ценовую ситуацию на украинском рынке зерна в 2018/19 МГ?

- Значительное влияние в глобальном масштабе будет оказывать, конечно, производство в мире. В этом сезоне существенное влияние на него оказал погодный фактор. И это были крайние ситуации – то там и там засуха, а у других ливни до наводнений. Данные агроклиматические условия затронули все без исключения континенты. Это первый из факторов, который в перспективе окажет поддержку спросу и ценам на украинское зерно.

Второй – резкое снижение предложения причерноморского зерна на мировом рынке. В первую очередь за счет значительного снижения производства зерновых в России.

Торговые войны? Они не вечные. Думаю, в ближайшее время участники таких войн будут договариваться, исходя из экономических интересов. Но сегодня Украина может и должна воспользоваться этой ситуацией и расширить свое присутствие на рынках участников торговых противостояний.

 

 

- На что участникам рынка стоит обратить внимание в первую очередь?

- Будет хороший сезон по кукурузе, он только начинается. Но за рынки придется побороться. И тут вопрос логистики может быть достаточно весомым. К тому же ценовой фактор будет определять потенциал продаж данной зерновой – сегодня самая дешевая фуражная культура. Это явно не нравится украинским сельхозпроизводителям.

Перспективным год может оказаться и для пшеницы. Это и потенциал роста цены, и возможность расширения географии поставок. Но первым по значимости будет стоять вопрос качества, включая карантинные проблемы этого сезона.

Интересным может оказаться и экспорт нишевых культур – ржи, тритикале, проса. Но это больше краткосрочная перспектива, чем среднесрочная.

Горох – опять силен, невзирая на фактическое закрытие рынков Индии, Пакистана. Рынок поддерживает высокий спрос в ЕС. Но экспорт гороха сезонен.

Ячмень также перспективен в большей мере в первой половине маркетингового года. При этом я считаю, что рынок ячменя несколько перегрет. И откат цены может ударить и по экспортерам, и по товаропроизводителям.

 

- В завершение благодарю за интересную беседу и прошу поделиться Вашими ожиданиями относительно работы рынка.

- Самое сложное спрогнозировать, как поведут себя цены в текущем сезоне. В июле текущего года еще шла уборка ячменя, но на рынке уже чувствовалось напряжение, в воздухе начало витать предположение, что в этом сезоне цена ячменя на FOB превысит 250 USD/т. Тогда это казалось нереальным, а сегодня цены подобрались к этому рубежу, и на момент выхода журнала вполне возможно его пробьют.

То же касается и пшеницы. Уже сейчас эксперты не исключают (где-то даже прогнозируют), что продовольственной пшенице вполне под силу добраться до уровня 300 USD/т.

Пока никто не исключал теорию четырехлетних ценовых циклов на сырьевых рынках. В 2013/14 МГ мы уже торговали пшеницей и кукурузой по ценам выше 300 USD/т. От этих цен долго не мог отойти производитель – вспоминали при заключении следующих сделок. Потом началось снижение. Дно мы уже прошли. Насколько окажемся вверху?..

 

Беседовала Анна Танская