Евросоюз запретили неоникотиноиды ради спасения пчел. Почти
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Евросоюз запретили неоникотиноиды ради спасения пчел. Почти

У пестицидов с тяжеловыговариваемым названием не менее тяжелые отношения с европейским законодательством и пчелиными колониями. Узнаем, почему.

Неоникотиноиды — небольшой класс инсектицидов. При средней токсичности для животных, они очень токсичны для пчёл, вызывают расстройство кишечника и впоследствии гибель. Об этом мы писали еще два месяца назад, когда ученые в очередной раз забили тревогу и назвали три пестицида из класса неоникотиноидов опасными: имидаклоприда, тиаметоксама и клотинидина. Они давно продаются под разными торговыми марками —  на постсоветском рынке представлены такими препаратами "Конфидор", "Танрек", "Искра Золотая", "Борей" или "Табу". В 2013 году ЕС частично уже ограничил их использование, а на прошлой неделе расширил запрет на использование трех основных сортов неоникотиноида на открытом воздухе, пишет Modern Farmer.

Дело в том, что эта категория пестицидов — один из возможных факторов, который привел к резкому снижению популяции пчел на европейских лугах. Исследования показали, что эти химикаты снижают способность пчел откладывать яйца и воспроизводить потомство. Но запрет все еще оставляет возможность использовать эти инсектициды хоть уже и не на открытом воздухе. Их все все еще можно использовать в теплицах, если они всегда закрыты.

В заявлении ЕС влияние неоникотиноидов на пчел называется основной причиной запрета — и это помимо загрязненияы почвенных вод. "Защита пчел — важный вопрос для Комиссии, так как это вопрос биоразнообразия, производства продуктов питания и чистоты окружающей среды", — говорится в заявлении.

Агрохимическая компания Bayer CropScience, которая продает большую часть неоникотиноидных пестицидов в Европе, предсказуемо отреагировала на этот запрет негативно. В пресс-релизе представители компании сообщают: "Сегодняшнее решение государств-членов ЕС ограничить использование некоторых неоникотиноидов — плохой сигнал для европейского сельскохозяйственного сектора. Это решение не может ни защитить окружающую среду, ни улучшить количество пчел или других опылителей", — говорит компания. Bayer предположила, что запрет не будет столь эффективным, как "увеличение возможностей опылителей" или уничтожения клеща вида варро — еще одной возможной причины коллапса пчелиных колоний.

Запрет ЕС вступит в силу в конце 2018 года.