Дискуссия о том, по какому пути идти аграрной Украине: латифундизма или фермерства ведется уже не одно десятилетие. В проекте Размер не имеет значения мы приводим примеры того, что разница между фермерами и агрохолдингами в основном заключается в масштабах, при всех противоречиях гораздо больше вещей их объединяет. Мы уверены, что Украина имеет уникальную возможность не делить отрасль на «умных» и «красивых», а объединить обе модели. Чем больше экономически активных и успешных аграриев, тем лучше для всех нас. Без деления по зембанку.
Мы сознательно публикуем материал экономиста Сергея Маркитаненко с минимальными правками, чтобы вы смогли высказаться по поводу прочитанного в комментариях.
Самый распространенный в наше время догмат сталинизма — это большая эффективность крупных агропредприятий по сравнению с небольшими семейными фермами.
Или проще: агропредприятия или большие фермы, которые обрабатывают площадь от 500 га, будут экономически эффективнее мелкого (до 5 га), малого (5-20 га) и среднего (20-100 га) фермерства.
Товарищ Сталин писал, что задача пятилетки в сельском хозяйстве состояла в том, чтобы превратить СССР из страны мелкокрестьянского сельского хозяйства в страну крупномасштабного сельхозпроизводства, которое обеспечивает наибольшую производительность. Советский Союз убедительно доказал ошибочность этого постулата. А мы посмотрим, что там в Европе, при капитализме. Очевидно, что экономически развитая Европа должна использовать только эффективные практики как залог успешности.
В сельском хозяйстве подавляющего большинства стран Восточной Европы доминируют агропредприятия. Хозяйства с площадью более 100 га владеют 75% сельскохозяйственной земли региона. Обычно они имеют корпоративную форму собственности, хотя индивидуальная собственность также присутствует, но в меньших масштабах.
Лучше всего эту разницу иллюстрирует таблица по распределению земли между хозяйствами различной площади.
В других странах Восточной Европы: Литве, Латвии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии структура землевладения соответствует ситуации Эстонии/Болгарии. В Словении распределение земли более похоже на польскую модель.
Итак, за исключением Польши и Греции, сельское хозяйство Восточной Европы ориентируется на крупнотоварное выращивание, которое осуществляют корпоративные структуры.
Структура землевладения в Западной Европе принципиально иная. Семейные фермы (индивидуальная собственность) составляют 85% всех сельскохозяйственных предприятий, они обрабатывают 68% земли сельскохозяйственного назначения (против 25% в Восточной Европе) и выращивают 71% продукции в государствах — старых членах ЕС (EU-15).
Конечно, между странами есть существенные различия:
Примечание. Из-за особенностей общепринятого разделения хозяйств по площади в статистических отчетах мы не можем определить разницу между структурой сельского хозяйства Германии и Франции. Поэтому в выводах о характере сельского хозяйства этих стран опираемся на документы Европарламента по вопросу семейного фермерства.
Как видим, несмотря на догмат об эффективности крупнотоварного сельского хозяйства, страны Западной Европы отдают предпочтение семейным фермам (по форме собственности) и пытаются сохранить малый/средний размер фермерского хозяйства (подробнее об этом далее).
Итак, правительства Западной Европы, несмотря на тезис об эффективности агропредприятий, упорно хранят семейную структуру собственности. Их позиция имеет сугубо экономическое обоснование.
Рассмотрим каждый пункт отдельно и начнем со стоимости земли.
Очевидно, что с точки зрения закона экономики о спросе и предложении на стоимость земли прежде всего влияет не регуляция землеоборота, а спрос на нее. Чем больше спрос, тем больше стоимость, меньший спрос — меньше стоимость.
Проверим это на практике.
Вывод: В странах, где в сельском хозяйстве преобладают семейные фермы, стоимость земли выше, чем в странах с преобладанием агропредприятий.
Несмотря на современные технологии, возможность крупных инвестиций в инфраструктуру, мощный ресурс для обеспечения сбыта, крупные земельные хозяйства отстают по показателям урожайности от семейных ферм в овощеводстве, выращивании фруктов и ягод и имеют примерно такие же показатели урожайности в случае выращивания товарных культур: пшеницы, подсолнечника, рапса — тех культур, где высокая механизация дает наибольшую отдачу.
Объяснение этого факта требует отдельной статьи примерно такого же объема, как и эта, поэтому просто отметим, что тщательная обработка семьей собственной земли всегда даст лучший результат, чем обработка наемными работниками чужой. Меньший по площади участок обрабатывают более тщательно, чем большой.
И никакая механизация труда не способна компенсировать эту разницу в урожайности. За исключением принципиально новых способов выращивания — гидропонные теплицы и др. Однако это уже далеко не традиционное сельское хозяйство, основанное на выращивании в открытом грунте.
Чтобы не перегружать материал статистическими данными, пренебрежем табличной формой.
Если сравнивать урожайность Италии и Испании, имеем следующие цифры.
В Украине индивидуальные хозяйства в 2010 году производили 60% валового сельскохозяйственного продукта. К тому времени в пользовании у них находилось 43% от всей площади земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая распространенность теневых схем аренды земли, можем предположить, что фактическая площадь, на которой происходит выращивание, еще меньше.
Итак, обрабатывая меньшую площадь земли, украинские индивидуальные хозяйства выращивали больше продукции, чем агропредприятия.
Выводы: Фермерская структура хозяйства в семейной формы собственности обеспечивает большую производительность сельского хозяйства, чем при корпоративной. А меньшие по площади семейные фермы продуктивнее, чем большие фермы.
Высокая урожайность не обязательно приводит к хорошим экономическим показателям, которые можно измерить в денежном виде. Поэтому перейдем к финансовым показателям.
Страны с высокой урожайностью имеют больший избыток продукции для экспорта. Итак, посмотрим на разницу в экспортных возможностях.
Причины успешности семейных ферм
Высокая урожайность — основное преимущество фермерских хозяйств, а основная проблема — себестоимость. Расходы фермерских хозяйств на логистику, хранение и сбыт единицы выращенной продукции минимум на 20% больше соответствующих расходов агропредприятий.
Фермерское хозяйство ориентировано на производительность, а агропредприятие — на прибыль. Именно в оптимизации расходов масштаб крупных хозяйств начинает играть ключевую роль, что при чистых рыночных условиях приводит к монополизации выращивания крупными хозяйствами (как видим на примере большинства стран Восточной Европы и Украины).
Однако цель ответственного правительства — заниматься развитием всей экономики, а не успешностью отдельных предприятий. Поскольку фермерские хозяйства более эффективны, то исполнительные органы ЕС и правительства стран внедряют программы по уменьшению себестоимости продукции в семейных фермах.
Снятие моратория на землю — не принципиальный вопрос развития экономики. Гораздо важнее, какая структура сельского хозяйства будет создана после его снятия. В зависимости от выбора модели сельского хозяйства развитие Украины может происходить одним из двух способов с различными последствиями.
Однако для того, чтобы заработать, надо сначала вложить.
Сергей Маркитаненко, Latifundist.com
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта