В Украине давно научились прихватывать в ловкие руки курицу, которая несет золотые яйца. При режиме Януковича власть, где только и как могла, осуществляла централизацию управленческих полномочий и финансовых потоков. Не стала исключением и спиртовая отрасль.
В июле 2010 г. Кабмин на базе имущества госконцерна «Укрспирт» образовал Государственное предприятие спиртовой и ликероводочной промышленности с местом регистрации в городе Бровары Киевской области. Подавляющее большинство спиртзаводов Украины просто присоединили к этому ГП.
Видимо, так было задумано — лишить их статуса юридических лиц и превратить в производственные цеха, так называемые места осуществления хозяйственной деятельности (МОХД). За три года, прошедшие после Революции достоинства, в статусе и подчинении спиртзаводов ничего не изменилось. Кабмин в разном составе не считал необходимым пересмотреть постановление времен прошлого правительства и вернуть спиртзаводы к активной и прозрачной деятельности.
Между тем, производство легального спирта, по данным Госстата, сократилось более чем вдвое — с 24,6 млн декалитров в 2010 г. до 10,8 дал по итогам 2015 г. В то же время, глава аграрного министерства Тарас Кутовой отметил позитивные результаты деятельности новой команды «Укрспирта». По словам министра, чистая прибыль за январь-сентябрь 2016 г. составила 64,71 млн грн на фоне 14 млн убытков в 2015 г. Немаловажно и то, что за 11 месяцев прошлого года «Укрспирт» уплатил 338,3 млн грн налогов в бюджет. Каково же будущее отрасли?
Высокорентабельные спиртзаводы последовательно довели до умирающего состояния. Государственная монополия на производство и реализацию спирта продемонстрировала свою беспомощность и неэффективность. Она действует так, что спиртзаводы самостоятельно не могут заключать большинство контрактов на производство спирта для внутреннего рынка и на экспорт. За них это делает «Укрспирт». Кроме того, он ищет рынки сбыта и очень часто — с провальным результатом.
За последние два года менялось руководство «Укспирта», освобождались и назначались новые директора спиртзаводов в различных областях. Но очевидно, что объемы «левого» спирта не уменьшались. Вот яркая иллюстрация. В октябре 2016 г. возле Луцкого спиртзавода работники СБУ и милиции задержали партию 1400 декалитров спирта без товарно-сопроводительных документов. 7 декабря вблизи с. Зарубинцы на Тернопольщине полиция пресекла попытку сбыта 500 литров «левого» спирта, наиболее вероятно, разлитого на местном спиртзаводе.
В ноябре прошлого года на заседании правительства министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой приводил печальные данные: доля теневого оборота пищевого спирта выросла с 10% в 2007 г. до 45% от общего потребления в 2015 г. Только за 2016 г. оценочные потери бюджета от неуплаты акциза и НДС с теневого спирта достигли 6 млрд грн. Это сумма, которую спиртзаводы не заплатили в бюджеты разных уровней.
На момент подготовки материала в Украине из 78 спиртзаводов работало 22. Ситуация на Тернопольщине в миниатюре отражает масштаб проблем по всей Украине. В 2015 г. в области работало 6 спиртзаводов, но и они произвели спирта меньше, чем в 2014 г. Очевидно, что отрасль приходит в упадок. Четыре спиртзавода — Залозецкий, Мышковицкий, Хоростковский и Бучацкий мальтозный завод — простаивают уже несколько лет и неизвестно, возобновят ли работу вообще.
С 2011 по 2015 гг. доходы сводного бюджета Тернопольской области от спиртовой промышленности сократились до неутешительных показателей — с 49 до 7 млн грн. Поступления в различные местные бюджеты тоже обмелели — в три раза.
С 2010 г., когда было создано ГП «Укрспирт», областная власть потеряла рычаги влияния на ее деятельность. Депутаты Тернопольского облсовета неоднократно обращались в Кабинет министров с предложением отменить постановление Кабмина №672 от 28 июля 2010 г. Они просили Верховную Раду изменить законодательство, чтобы предприятия платили налоги и сборы по фактическому месту осуществления хозяйственной деятельности, а не по месту налоговой регистрации. Но голоса местных депутатов никто из народных избранников не услышал и не поддержал.
В 2014 г. местные сельхозпроизводители увидели, насколько необязательными могут быть расчеты с ними за сданное сырье. Они оценили, какие потери при этом получает бизнес на фоне существенного обвала гривны. С тех пор хозяйства почти перестали сдавать выращенную кукурузу на спиртзаводы. Но для руководства «Укрспирт» такой поворот событий не стал поводом для реформирования отрасли на деле, а не словах.
Поэтому из 9 спиртзаводов на сегодня в Тернопольской области действуют только три — Новоселковский, Ковалевский и Козловский. Чертковский ликероводочный завод не работает уже более 10 лет. Да и работающие предприятия делают вынужденные перерывы на несколько месяцев. Один возобновил работу в сентябре 2016 г., два других — в октябре. За 10 месяцев прошлого года они произвели всего 1,7 млн декалитров спирта, что на 1,1 млн дал меньше показателя за соответствующий период 2015 г. К слову, спиртзаводы Тернопольской области обеспечили 22% общеукраинского объема спирта, то есть, более чем каждый пятый литр.
Предположим, что для руководства страны спиртзаводы на периферии не имеют стратегического значения. Но для целого ряда районов и местных общин эти предприятия являются крайне важными, бюджетообразующим. Например, в небольшой Козловской объединенной территориальной общине (население менее 5 тыс. человек), жизнь без спиртзавода немыслима. Там работает 130 человек. И даже в 2016 г., с учетом почти полугодового простоя, спиртзавод за 10 месяцев заплатил в бюджет объединенной общины почти 2 млн грн основных налогов — НДФЛ и платы за землю.
Очевидно, что спиртзаводы и ликероводочные предприятия рано или поздно ждет приватизация. Недавно Кабмин на своем заседании поддержал разработанный в кабинетах Минагропрода законопроект «О демонополизации и внедрении рыночных принципов функционирования спиртовой отрасли».
В период подготовки к приватизации предприятия спиртовой и ликероводочной отрасли поделят на две группы. В первую — войдут наиболее экономически привлекательные структуры, за которые покупатели предложат самую высокую цену. Новые владельцы этих компаний, скорее всего, получат право в течение 7 лет производить пищевой спирт в пределах мощностей данных объектов.
Читать по теме: Алексей Зубрицкий: Какова бы ни была приватизация Укрспирта, мы будем в выигрыше
Ко второй группе отнесут предприятия, новые владельцы которых получат право производить только технический спирт и биоэтанол. А это значит, что большинство объектов второй группы после приватизации будут перепрофилированы на производство биоэтанола. Возникает вопрос, сколько же нужно в Украине производителей биотоплива? По разным оценкам, 10-15 заводов. А что делать с другими спиртзаводами, которые менее рентабельны и не смогут перепрофилироваться на производство технического спирта и биоэтанола? Остается только гадать.
Законопроект предусматривает также полную либерализацию экспорта спирта из Украины. Но параллельно с этим для защиты отечественного товаропроизводителя будет установлен 7-летний переходный период. За это время импорт спирта смогут осуществлять только государственные предприятия. По крайней мере, такие инициативы предложил Минагропрод.
«Этот законопроект поможет преодолеть коррупцию и улучшить управление отраслью», — поддержал аграрного министра премьер-министр Владимир Гройсман.
А вот тернопольские сельхозпроизводители, которые в свое время загружали местные спиртзаводы сырьем, не считают приватизацию госмонополии решением наболевших проблем отрасли.
«Монополия со стороны государства на спиртовую и ликероводочную отрасли должна быть сохранена. Но в то же время, можно продать ряд заводов, которые будут производить биоэтанол. Это было бы хорошо и для государства, и для аграрного сектора. Тогда можно было бы говорить о вторичной переработке — забирать спирт, а перерабатывать барду для биотоплива, производства комбикормов или на добавки для откорма животных», — убежден генеральный директор многоотраслевой компании «Агропродсервис» Иван Чайковский.
По словам председателя совета сельхозпроизводителей Тернопольской области, директора сельскохозяйственного предприятия «Аркадия» Николая Пилипова приватизация необязательна.
«Я не считаю, что их надо обязательно приватизировать. Если бы создать на их базе кооператив с привлечением сельхозпроизводителей, которые бы не только продавали сырье, а могли производить и реализовывать спирт, то, я думаю, это было бы актуально», — отметил он.
Выписывая спиртовой и ликероводочной отрасли «рецепты спасения», чиновники и нардепы делают не совсем взвешенные шаги. Ведь кто провел тщательные расчеты, сколько существующих спиртзаводов после приватизации выживут и возродятся, сколько из них будет производить пищевой спирт для нужд внутреннего рынка? Не исключено, что в поисках выхода из сложной ситуации и наполнения госбюджета средствами от приватизации мы поддержим невольно (или сознательно) импортеров водочной продукции, а вместе с ними — иностранных сельхозпроизводителей в ущерб интересам украинцев. Даже во имя спасения стратегической отрасли в поиске средств нужно быть предельно разборчивыми. А как считаете вы?
Петр Мирный, Latifundist.com
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта