Сырьевой суперцикл возвращается
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Затяжное падение цен на рынках продукции ГМК сказалось на балансе предложения и спроса. В итоге нисходящий тренд, который наблюдался с 2013 года, сменился в прошлом году ростом: цены на...

Затяжное падение цен на рынках продукции ГМК сказалось на балансе предложения и спроса. В итоге нисходящий тренд, который наблюдался с 2013 года, сменился в прошлом году ростом: цены на железную руду в мире с начала года выросли на 79% — до 80 долларов за тонну, сталь подорожала на 97% — до 500 долларов за тонну, а коксующийся уголь — в 2,5 раза, до 248 долларов за тонну.

Сокращение капиталовложений производителями ведет к снижению предложения, а невысокие цены стимулируют рост потребления. “Ситуация со спросом и предложением улучшается, поэтому цены должны повыситься, чтобы был стимул увеличивать производство. Такова [инвестиционная] тема на 2017 год”, — говорит Пол Ким из хедж-фонда Aventis Asset Management.

Bloomberg Commodity Index, в который входят фьючерсы на 22 сырьевых товара, поднялся за прошедший год более чем на 11%. Индекс продемонстрировал рост впервые с 2010 года, и инвесторы сохраняют позитивный настрой на следующий год.

Правда, ситуация с разными видами сырья различается. Если нефть в 2016 году подорожала на 51%, а цинк — более чем на 60%, то, например, пшеница подешевела на 12%. Золото, начинавшее год на отметке 1060 долларов за унцию и подорожавшее за полгода почти на 30%, затем упало в цене на 18% до 1130 долларов.

Goldman Sachs в ноябре стал рекомендовать клиентам покупать инструменты на базе сырьевого индекса S&P GSCI и даже утверждать, что “высокие цены на сырье могут быть полезны для мира”.

Изменилась и оценка аналитиков Citigroup, в предыдущие годы прогнозировавших падение цен на сырье. “Нет никаких сомнений, что на рынках наступил перелом, — считает Эд Морс, начальник отдела анализа сырьевых рынков. — Мы считаем, что динамика сохранится и это принесет инвесторам еще больший доход в наступающем году”.

Хотя низкие цены в определенных случаях стимулируют рост потребления (в частности, водители в США активно сжигают дешевый бензин), ключевым фактором будет предложение (ведь, например, рост спроса на нефть в мире в целом не ускоряется).

ОПЕК и 11 присоединившихся к ней стран договорились в первом полугодии сократить нефтедобычу на 1,8 млн баррелей в день. Выполнение условий соглашения позволит снизить избыточные коммерческие запасы нефти. “Наиважнейшей темой в первом полугодии 2017 года будет то, в какой степени сокращение добычи странами ОПЕК позволит уменьшить запасы и тем самым ребалансировать нефтяной рынок”, — говорит Томас Стенволл, управляющий портфелем в хедж-фонде Bocage Capital.

Другой фактор, который будет определять ситуацию с предложением на рынках нефти и газа, заключается в том, как быстро сланцевые добытчики в США будут наращивать производство.

Они массово хеджировали поставки после роста цен, и их возросшая активность может заставить страны ОПЕК перестать соблюдать квоты и снова оказать понижательное давление на цены.

Ситуация с предложением во многом будет определять и положение дел на рынке цинка. В 2016 году он показал самые быстрые темпы роста среди металлов во многом благодаря тому, что Glencore сократила производство цинкового концентрата на две трети по сравнению с 2015 годом. Рост цен на металл, а также взлет акций Glencore почти на 200% может позволить компании частично увеличить производство в 2017 году.

Промышленные металлы, такие как цинк и медь, подорожали в том числе благодаря надеждам на ускорение роста мировой экономики и ее бюджетное стимулирование в ряде стран. Это должно повысить спрос на металлы; настроения на рынке улучшились и благодаря готовности избранного президента США Дональда Трампа увеличить расходы на инфраструктуру.

“Мы знали, что кто бы ни выиграл выборы в США, новый президент занялся бы фискальным стимулированием. Я также полагаю, что его следует ждать в Европе и ряде азиатских стран, — говорит Дэвид Донора, начальник сырьевого отдела Columbia Threadneedle. — Это повысит спрос скорее на промышленные металлы, чем на нечто вроде золота”.

Рынок золота пострадал также в результате ожиданий более быстрого роста процентных ставок в США.

Самая сложная ситуация в 2016 году сложилась на ряде сельскохозяйственных рынков. В зерновом и животноводческом секторах наблюдался избыток предложения. Хранилища не успели избавиться от запасов, накопленных во время рекордных урожаев в предыдущие несколько лет. Участники рынка теперь будут ориентироваться на погодные условия, складывающиеся в странах — крупных экспортерах сельскохозяйственной продукции, таких как Бразилия, Украина, Россия и США. “Запасы во всем мире очень высоки, что ограничит любые серьезные попытки роста на этом рынке”, — считает Родолф Роше, начальник отдела анализа сырьевых рынков британской управляющей компании Schroders.


politica-ua