Осенняя посевная кампания в Украине набирает обороты. Статистика засеянных озимыми культурами площадей сельхозугодий постоянно обновляется. За ней внимательно следят не только сельхозпроизводители и все те, кто отвечает за состояние дел в отечественном АПК, но и вся украинская общественность. И в этом нет ничего удивительного: сельское хозяйство уже многие годы удерживает лидерство в национальной экономике и потому существенно влияет на наполнение госбюджета, на жизненный уровень каждого из нас.
Но из очень важного процесса, именуемого осенней посевной, выпала одна существенная деталь — агрострахование. О нем в последнее время если и говорят, то не на особо высоком уровне. Мы решили восполнить этот пробел. К разговору о важности страхования озимых культур Latifundist.com пригласил эксперта агрострахового рынка, управляющего партнера страхового брокера EUROP Insurance Brokers (Аграрные страховые услуги Grainsurance) Седрика Германна.
Latifundist.com: Седрик, по Вашему мнению, почему озимые культуры особенно нуждаются в страховании?
Седрик Германн: Начну с того, что озимые в структуре посевов в Украине занимают важное место. По прогнозу Министерства аграрной политики и продовольствия, под урожай 2018 года им будет отведено 7,2 млн га. Согласно официальным данным, в Украине уже завершен сбор ранних зерновых и зернобобовых культур. Всего собрано более 37 млн т зерна. В значительной степени этот весомый показатель стал возможным благодаря высокой урожайности таких озимых культур, как пшеница, ячмень и рожь. Так что озимые в Украине составляют основу будущего урожая, фундамент ее продовольственной безопасности и экспортного потенциала. Поэтому они всегда нуждаются в повышенном к себе внимании. И не только со стороны государства, сельхозпроизводителей, но и страховщиков.
Latifundist.com: Чем при этом они должны руководствоваться?
Седрик Германн: Прежде всего, тем, что цикл выращивания озимых культур занимает слишком много времени. А чем он дольше длится, тем больше возможностей для погодных рисков.
Смотрите сами: посев озимых начинается в сентябре, а уборочная страда стартует лишь в июне следующего года. Всего получается 10 месяцев. И это в лучшем случае. Из-за непогоды сбор будущего урожая может быть перенесен на более поздний срок. И тогда производственный цикл может растянуться на 11 месяцев. Что очень важно — этот цикл включает осенний, зимний и весенний периоды. И каждый предполагает свои погодные риски. Так что их общее меню, если можно так выразиться, отличается разнообразием и особой насыщенностью.
Latifundist.com: С какими рисками в период перезимовки чаще всего сталкиваются аграрии?
Седрик Германн: Особую опасность в бесснежную или в малоснежную зиму представляют сильные морозы, которые длятся несколько дней кряду или даже дольше. Часто они приводят к вымерзанию озимых. Такая ситуация для Украины не редкость. В силу природно-климатических условий она даже предполагается. То есть аграрии изначально себя настраивают на такое развитие событий и по возможности готовятся к ним.
Чаще всего от вымерзания страдают Полесье и восточная часть Украины. Но это не значит, что от морозных зим застрахованы Причерноморье и области, расположенные в центре и на западе страны. С некоторых пор зимой в Украине наблюдается неустойчивая погода. Часто оттепель сменяется резким похолоданием. Это приводит к тому, что растаявший накануне снег превращается в ледяную корку. Она крайне нежелательна для посевов озимых.
В 2015 году аграрии массово столкнулись с проблемой осенней засухи. Из-за нее во многих регионах даже отсрочили посевные работы. Осенью и весной о себе может напомнить град. Он способен в одночасье уничтожить неокрепшие всходы озимых. И все же основным весенним бичом являются замокание и заморозки. Мы имели возможность убедиться в этом в текущем году. Из-за весенних холодов надолго затянулась вегетация растений.
Latifundist.com: Что еще, кроме погодных рисков, вынуждает аграриев страховаться?
Седрик Германн: Финансовые риски. Сельхозпроизводители, как мы уже убедились, вкладывают долгосрочные инвестиции. Причем их вложения не ограничиваются только дорогостоящей посевной кампанией. В частности, весной нужно провести подкормку озимых. А это новые и тоже немалые расходы. Аграрии, которые не страхуются, не уверены, что их затраты окупятся сторицей. Более того, они рискуют не только понести существенные финансовые потери, но и вовсе потерять бизнес. Подобных примеров уже накопилось немало.
Благодаря страхованию аграрии получают возможность пересеяться весной. При наступлении страховых рисков они получают от страховых компаний возмещение. Особенно это важно для малых и средних сельхозпроизводителей. В отличие от агрохолдингов, они преимущественно испытывают острую нехватку в оборотных средствах.
Так что можно сказать, что агрострахование позволяет управлять погодными рисками. Одновременно оно является эффективным инструментом, дающим возможность регулировать финансовые потоки. Без него агробизнес не может стабильно развиваться.
Latifundist.com: Какие продукты агрострахования предлагаются на этот период?
Седрик Германн: Существует ряд продуктов, которые уже себя хорошо зарекомендовали. Один из них на рынке присутствует давно — страхование посевов озимых культур. Он защищает всходы от всех погодных рисков с момента определенного развития растений до начала их весенней вегетации
Также на рынке в этом году появилось несколько новых страховых продуктов. Каждому из них присущи сильные стороны. Поэтому эти продукты также могут заинтересовать аграриев. Есть индексное страхование. В Украине оно только начинает приживаться. В ряде стран оно уже активно применяется и обеспечивает хорошие результаты.
Latifundist.com: Каким стандартам нужно соответствовать аграриям, чтобы иметь возможность застраховаться?
Седрик Германн: Каждый продукт имеет определенные требования. Важно с ними предварительно ознакомиться, чтобы понимать, какую часть ответственности берет на себя страхователь, а какую — страховщик. Чтобы затем в их отношениях не возникали проблемы. Определенные требования выдвигаются и для каждой сельхозкультуры. При этом нужно, чтобы посевы были равномерными по всему полю. Это значит, что их всхожесть должна быть одинаково хорошей не на каком-то отдельном участке, а на всем поле, которое берется на страхование.
Latifundist.com: Преимущественно аграрии жалуются на дороговизну страхования...
Седрик Германн: Это зависит от многих факторов. В частности, от культуры, которая страхуется, и от того, в какой природно-климатической зоне страхуются поля. Например, для Полесья характерны повышенные зимние риски. Поэтому, чтобы обезопасить себя, страховщики сейчас вынуждены будут предлагать своим клиентам в этом регионе продукты по более высокой цене.
Уровень франшизы тоже влияет на размер страховой премии — чем он выше, тем дороже будет стоить аграрию. Понятно, что за качественное агрострахование сельхозпроизводитель вынужден платить немалые деньги. Но нужно понимать, что в противном случае он может получить несравнимо большие убытки. Чтобы было понятно, о чем речь, скажу еще такое — страховая премия может составлять 3-8% от страховой суммы, которую аграрий получит при наступлении страхового случая.
Latifundist.com: Ваш аргумент убедителен. Непонятно только, почему приведенное Вами процентное колебание столь велико?
Седрик Германн: Есть фермеры, которые страхуют по 2 тыс. грн из расчета на один гектар. Но есть и такие, которые страхуют по 15 тыс. грн. Все зависит от сделанных ими вложений в посевную кампанию и от того, какую часть посевов хотят застраховать. В любом случае существует немалый финансовый диапазон. Каждый аграрий решает для себя, в какой его части он хочет присутствовать.
Агрохолдинги в этом вопросе тоже действуют по-разному. Одни демонстрируют интенсивные подходы в хозяйствовании, но есть такие, которые отдают предпочтение экстенсивным. Вторые пытаются экономить на всем, в том числе и на агростраховании. Поэтому пользуются более дешевыми страховыми продуктами и более дешевыми страховыми услугами.
Сторонники интенсивных подходов, наоборот, стремятся максимально защититься от погодных рисков. Потому что вносят большие инвестиции на всех этапах сельхозпроизводства. Все зависит от экономической стратегии, которую для себя определяет сельхозпроизводитель. Главное, чтобы в ней всегда находилось место агрострахованию.
Latifundist.com: Как определяется уровень франшизы?
Седрик Германн: Обычно франшиза «идет» по полю. Но уже есть возможность устанавливать уровень франшизы по культуре для всех полей одного юрлица или для всех компаний одного агрохолдинга. В таком случае страховые услуги клиенту будут стоить дешевле. Но при этом следует помнить, что выплаты по страховым рискам в таком случае осуществляются не по каждому полю отдельно, а по всем полям при условии, если суммарные потери превысят определенный для них общий уровень франшизы.
Latifundist.com: Какому подходу клиенты отдают предпочтение?
Седрик Германн: Если клиент пользуется услугами страховых компаний время от времени, то часто пытается экономить на агростраховании. Но если агрострахование для него стало неотъемлемой частью бизнеса, если он уже убедился в его эффективности, то не жалеет на него денег. Агрохолдингам в этом смысле проще. У них бизнесовые риски разнесены. Например, агрохолдинг имеет 10 компаний и лишь одна из них остается в убытке. Понятно, что в целом он получает прибыль.
Поэтому агрохолдинги отдают предпочтение франшизе, общий уровень которой определяется по всем застрахованным полям. Фермеры, напротив, отдают предпочтение франшизе, уровень которой устанавливается по каждому застрахованному полю. И понятно почему: преимущественно они обрабатывают небольшие участки земли и собранный урожай на каждом из них существенно сказывается на их финансовом положении.
Latifundist.com: Как решается вопрос с возмещением убытков? Для многих сельхозпроизводителей он все еще остается болезненным.
Седрик Германн: В стандартных страховых продуктах очень четко прописаны правила и критерии возмещения убытков. Эксперт выезжает на поля и осматривает их. Если густота посевов, принятых осенью на страхование, из-за непогоды к началу весенней вегетации уменьшилась на 50% или более, то сельхозпроизводитель вправе рассчитывать на денежную компенсацию.
Но, повторюсь, посевы по всему полю должны быть равномерными. Опять же, во внимание принимается рельеф поля. То есть приходится учитывать множество факторов. При необходимости можно использовать спутниковые снимки. Но в целом вопрос с убытками при всех его сложностях решаем.
Latifundist.com: Вы в этом году предложили на рынке продукт, который предполагает страхование еще до появления всходов. Насколько важным и интересным он может оказаться для аграриев?
Седрик Германн: Этот продукт мы разработали с нашим партнером — компанией Monsanto. Она предлагает его агрохолдингам. Продукт позволяет застраховать посевы еще до появления всходов. Главное, чтобы эксперт убедился, что посев состоялся, соблюдены сроки его проведения и технологические требования. При этом должны использоваться определенные продукты Monsanto. Приведу пример: если к весне густота посевов того же рапса на каждом квадратном метре уменьшается на 15 растений, то клиент получает возмещение. Причина в данном случае не имеет значения. Продукт защищает от всех без исключения погодных рисков.
Latifundist.com: Еще одна новинка, которую вы предлагаете рынку — страхование озимых культур с момента их всходов. Что можете сказать о ней?
Седрик Германн: Это расширенный вариант традиционного продукта страхования озимых, о котором мы говорили раньше. Традиционный продукт позволяет страховать всходы после определенного этапа их развития. Мы же берем их на страхование на более ранней стадии — после появления всходов. Главное, чтобы они обеспечили определенную густоту. Есть и другие нюансы, но о главном я уже сказал.
Latifundist.com: Украина уже вошла в активную стадию осенней посевной кампании. Много ли сельхозпроизводителей страхуется или хотя бы демонстрирует желание в ближайшем будущем застраховать свои посевы?
Седрик Германн: Пока что преимущественно мы страхуем по программе Monsanto. Что касается других страховых продуктов, то нужно дождаться всходов озимых. Некоторые агропроизводители говорят о своем желании застраховать посевы. Но пока их мысли больше заняты посевной кампанией. Как показывает практика, чаще страхуются агрохолдинги, крупные и средние по размерам фермерские хозяйства. Большинству мелких фермерских хозяйств на это не хватает денег. Я думаю, что подобная практика сохранится и в этом году.
Latifundist.com: Всегда ли уровень агрострахования определяется наличием или отсутствием у сельхозпроизводителей финансов?
Седрик Германн: Не всегда. На самом деле есть много других факторов. Например, наличие или отсутствие высокой культуры сельхозпроизводства. Если она присутствует, то есть и агрострахование. Современный сельхозпроизводитель даже представить себе не может, как можно заниматься агробизнесом без использования надежных инструментов, способных в критические моменты его обезопасить.
Есть исторические факторы. Многие украинские аграрии раньше обходились без агрострахования. Значительная часть из них и сейчас не видит в нем особого смысла. Важное значение в развитии агрострахования приобретает господдержка. Там, где она есть, агрострахование больше востребовано.
Недавно я получил информацию о различных погодных катаклизмах и катастрофах. И оказалось, что их больше всего в США и Китае. Поэтому не случайно, что в США на государственном уровне агрострахованию оказывается большая поддержка.
Подобное наблюдается и в Испании. Там летом устанавливается невыносимая жара. Для местных аграриев это большое испытание на прочность. Поэтому они страхуют до 60% своих сельхозугодий. В Бельгии, напротив, почти никто из аграриев не страхует свои посевы. Потому что там мало погодных рисков. Во Франции по той же причине уровень агрострахования составляет лишь 30-35%.
В Украине климат пока относится к разряду рискованных, но не экстремальных. Это обстоятельство тоже существенно сказывается на отношении к агрострахованию со стороны сельхозпроизводителей и государства.
Latifundist.com: Спасибо за интервью!
Михаил Вернигора, Latifundist.com
© ООО "Агро Онлайн", 2025, support@agro-online.com | Оферта