Фальсифицированная продукция – основной генератор негатива о пальмовом масле
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

 В последние четыре сезона на долю Индонезии и Малайзии, согласно данным USDA, приходится более 90% мирового экспорта пальмового масла. По прогнозам аналитиков, в сезоне-2017/18 доля рынка, вероятнее всего, за вышеуказанными странами сохранится. Также следует отметить, что мировой импорт пальмового масла растет, и в 2016/17 МГ он составил 44,1 млн. тонн (+3,6% к сезону-2015/16). Однако Россия сократила поставки данного продукта в страну. Так, по итогам 2016/17 МГ доля импорта пальмового масла в РФ составила 1,8% против 2,2% сезоном ранее. Более подробно о российском рынке пальмового масла в интервью АПК-Информ рассказал региональный представитель Малазийского совета производителей пальмового масла (МРОС) Алексей Удовенко.

 

- Алексей, как Вы оцениваете мировой рынок пальмового масла в сезоне-2016/17 в целом и российский в частности? Какие отличительные черты сезона можете выделить?

- 215 млн. тонн – мировой рынок основных 17 растительных масел и жиров, таким его прогнозируют специалисты в 2016/17 МГ. Пальмовое масло продолжает увеличивать свою долю. В сезоне-2016/17 она превысит 30% – это существенный рост. За двадцать лет доля пальмового масла практически удвоилась. Также нужно отметить еще два факта. Первый – это то, что потребление масел и жиров за то же время увеличилось более чем в два раза. Второй – численность населения планеты с 1996 года выросла на 1,7 млрд. человек (с 5,8 млрд. до 7,5 млрд.). Это означает, что только масличная пальма позволила не только удовлетворить растущие потребности в жирах, но и сократить процент голодающих. К слову, в 1996 году во всем мире более 16% населения голодало. Сегодня эта цифра сократилась до 10%.  

 

Если говорить о России, то нужно отметить рост импорта и смещение в сторону Индонезии. Одновременно с этим, СМИ наполнили сообщения о низком качестве и случаях неудачной транспортировки масла. Мы стараемся проводить различные мероприятия, направленные на продвижение достоверной информации о продукте. Совместно с отраслевыми ассоциациями работаем над развитием отрасли. Стараемся не допускать инициатив, которые могли бы навредить промышленности страны. 

 

 - По Вашим оценкам, сколько было ввезено пальмового масла в Россию в сезоне-2016/17 и какой объем может быть импортирован в 2017/18 МГ?

- Объем рынка России растет. Я могу его оценить примерно на уровне одного миллиона тонн. Важно отметить, что импорт зависит в большой степени от дельты между отечественным подсолнечным маслом и импортируемым пальмовым. Для более точной оценки необходимо дождаться прогнозов урожая будущего года, но уже сейчас можно отметить следующее:

В 2018 году планируется введение ограничения по ряду позиций в ассортименте жиров специального назначения по содержанию трансизомеров жирных кислот – не более 2%. Это обязательно повлияет на импорт тропического сырья в сторону роста, поскольку только тропическим сырьем можно будет обеспечить отрасль твердыми и полутвердыми ингредиентами, не содержащими трансжиры.

Мы достаточно долго слышали разговоры о поставках истребителей по бартерной схеме. Бартерные схемы торговли – достаточно сложный механизм. Возможно, с этим связано длительное время подготовки.  В этом году мы видим, что договор вышел на финишную прямую. Импортеры и, главное, экспортеры оживились. В случае если такой договор действительно будет подписан, мы не только увидим увеличение поставок, но и, возможно, некоторые изменения в среде импортеров. Могут появиться новые лидеры. Уверен, сейчас идет скрытая от глаз борьба за поставки. Но это только мои личные домыслы. Нужно немного подождать, посмотрим.

 

 - Кто выступает основными покупателями пальмового масла? За последние три года насколько изменился интерес в закупках данного продукта ?

- За последние три года закупки пальмового масла выросли более чем на 100 тыс. тонн. Более 90% всего импорта используется в пищевой промышленности. Это и кондитерское, и хлебопекарное производство, и, конечно же, производство молокосодержащих продуктов.

С последними для меня лично большая проблема. Вы ее прекрасно знаете – фальсификация. Это то, о чем давно все говорят, и никто ничего по существу не делает. Видимо, кому-то выгодно сохранять ситуацию без изменений. Мне – нет, поскольку это основной генератор негатива о пальмовом масле. Есть честные производители, которые, следуя регламенту, производят молокосодержащий продукт высокого качества, открыто информируя об этом потребителя. С этим проблем нет. Основные проблемы начинаются, когда кто-то пытается заработать на обмане: производит замену животного жира растительным, не информирует об этом потребителя, ставит заведомо высокую цену, а потом, когда дело доходит до борьбы с фальсификатом, громче всех кричит о том, что виновато пальмовое масло. Таким образом снимая всю вину с себя, делая виноватым фактически то сырье, которое использовалось для фальсификации. Мне сложно понять, как может быть виновато масло в том, что кто-то использует его для личной наживы? Но, тем не менее, это расхожее мнение. Многие считают, что в фальсификации виноваты не фальсификаторы, а масло.

 

 - Какие ограничения по содержанию пальмового масла, согласно закону, существуют при производстве масложировой продукции? Насколько может снизиться себестоимость продукта при использовании в рецептуре пальмового масла? Как это отразится на качестве товара?

- Ограничений по содержанию пальмового масла при производстве масложировой продукции нет ни в одной стране мира. Это нужно четко понимать. Есть ограничения, скажем, по замене животных масел растительными. Такие ограничения прописаны в регламенте на производство молочной продукции. Заменил молочный жир смесью растительных – изволь называть продукцию не молочной, а молокосодержащей. В этом случае себестоимость производства снизится существенно – животный жир значительно дороже растительного. Чтобы мы понимали насколько, давайте я приведу цифры, которые помогут понять, сколь нереальной являлась идея введения акцизов. Итак, 15 августа 2017 года рыночная цена на масло сливочное составляла 5735 USD/т. В то же время цена на пальмовое масло – 645 USD/т. 

 

https://www.globaldairytrade.info/en/product-results/butter/

Очевидно, что никакими акцизами нельзя сравнять цены на два совершенно разных продукта, два разных ценовых сегмента. Я регулярно привожу этот пример: «Роллс Ройс» и «Лада Калина». Все равно, что обложить «Ладу» акцизами. Ни «Ладу» покупать не будут, ни «Роллс Ройс» от этого не станет доступнее. Это нужно понимать. Если говорить о том, насколько изменятся цена и качество продукта в случае использования пальмового масла, то здесь есть ряд факторов. Как я уже сказал, когда мы заменяем животный жир растительным – это однозначное удешевление, которое зависит от жирности продукта и степени замещения. На качестве это никак не отражается помимо того, что снижается содержание трансжиров и холестерина – веществ неотъемлемо связанных с жирами жвачных животных. В случае производства жиров специального назначения, маргаринов можно быть уверенным, что содержание трансжиров снизится, а вот себестоимость будет уже зависеть от разницы в цене между гидрогенизированным растительным маслом и пальмовым. Не нужно удивляться, но достаточно часто случается, что пальмовое масло в России стоит дороже подсолнечного.

 

 - Как Вы оцениваете переработку пальмового масла в РФ? Какие перспективы открываются для переработчиков данного продукта?

- В России достаточно хорошо развита масложировая промышленность, пищевая промышленность, но при этом остаются направления потенциального развития, сегменты, где можно расширять переработку и производство. В частности, это корма для сельскохозяйственным животных, это производство олеохимии, ПАВов, косметики. Кроме того, я считаю, что если Россия сможет решить проблему фальсификации, то в стране сразу же откроется новое направление – экспорт качественной молокосодержащей продукции в ближнее зарубежье. Для этого есть абсолютно все.

 

  - Какие тенденции будут наблюдаться на рынке в кратко- и среднесрочной перспективе?

- Тенденции на рынке сохраняются без изменений. Мы по-прежнему наблюдаем увеличение потребления в связи с ростом населения планеты. Снижение себестоимости производства, обусловленное развитием технологии производства и переработки, но при этом есть и ряд изменяющихся факторов, которые сложно предсказать. Это и цены на энергоресурсы, и политическая составляющая и, конечно же, спекулятивная. Рынок зарабатывает на колебании цены – это факт. Никому не интересно, чтобы цена постоянно росла или падала. Заработок формируется только тогда, когда цена колеблется, меняя падения и взлеты. 

 

 - В сентябре 2017 года Малайзия сохранила экспортные пошлины на уровне 5,5%. В то же время самый главный поставщик пальмового масла в РФ (Индонезия) продлевает беспошлинный экспорт до октября т.г. Как отобразится данный факт на поставках пальмового масла из этих стран в Россию?

- Одними экспортными пошлинами, которые к тому же достаточно часто меняются, изменить сложившийся рынок достаточно сложно. Поставки масла – сложный процесс с точки зрения логистики, подбора поставщиков, покупателей, согласования контрактов. Могу сказать однозначно, что одной экспортной пошлины будет мало, чтобы перевернуть рынок. 

Малайзия для себя определила роль поставщика, который во главу угла ставит качество. Это касается всех этапов – от производства до переработки и доставки потребителю, она производит качественный продукт. Качество стоит денег. На тех рынках, где готовы платить за качество, вы всегда встретите малазийских поставщиков. Мы не готовы поступаться принципами ради выгодной цены. Это отличает Малайзию.

 

 -  И в завершение беседы, по Вашему мнению, как будет развиваться ситуация на российском рынке пальмового масла в сезоне-2017/18?

- Лично я с большой надеждой смотрю на законодательное ограничение по содержанию трансжиров. Это важный фактор в формировании здорового питания населения. Во многом это обуславливает высокое потребление пальмового масла в Евросоюзе. Есть определенные законодательные инициативы, которые сейчас рассматриваются в России и которые тоже могут внести определенные изменения в части требований к качеству сырья. Пока об этом говорить рано, но мы продолжаем следить за развитием ситуации. 

Очень надеюсь на то, что нам наконец удастся решить проблему с фальсификацией, поскольку это в первую очередь выгодно внутреннему производителю, переработчику и потребителю. Выгодно всем, кроме фальсификаторов. Решение этой задачи откроет путь честной конкуренции, производству качественных комбинированных продуктов, молокосодержащих продуктов, повысит спрос в этом сегменте, подстегнет производство, возможно, как я уже говорил, позволит выйти с отечественными комбинированными продуктами на экспортные рынки ближнего зарубежья. 

Мне бы хотелось видеть больше поставщиков пальмового масла. На рынке есть определенное ограничение в выборе. По сути, потребитель выбирает из весьма небольшого списка поставщиков, которые торгуют пальмовым маслом на внутреннем рынке. Конечно же хотелось бы этот список расширить, разнообразить. Это позволило бы выйти на новый уровень торговли. Повысить конкуренцию и качество, снизить цену. Мы продолжаем работу в этом направлении, надеюсь, в следующем году будут результаты.

 

Беседовала Анна Скотар