Есть ли место протекционизму в открытой экономике Украины?
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Одним из результатов трансформации экономики Украины за 25 лет является ее открытость для международного обмена.

Наиболее представительным показателем уровня открытости экономики является соотношение экспорта, импорта и внешней торговли страны к ее ВВП – так называемые экспортная, импортная и внешнеторговая квоты. Например, если доля экспорта составляет более 10% от ее ВВП – это страна с относительно открытой экономикой. внешняя торговля украины

По показателям экспорт/ВВП и импорт/ВВП Украина входит в число передовых стран с относительно открытой экономикой (см. диаграмму).  А по показателю «объем внешней торговли/ВВП» экономика Украины – полностью открытая. Так, доля внешнеторгового оборота товарами (внешнеторговая квота по товарам) в 2006-2016 годах составляла в среднем 81,6%.

Доля внешней торговли товарами и услугами в ВВП была еще выше – 94,3%, преодолевая 100% планку дважды – в 2011 и 2015 гг., увеличившись с 88,1% в 2006 г. до 97,4% в 2016 г. Это подчеркивает критическую зависимость экономики страны от внешних рынков. 

Открытость экономики по внешнеторговым квотам несколько снизилась в прошлом году. Это связано с тем, что в 2016 году ВВП вырос более чем на 2%, а внешнеторговый оборот остался практически неизменным по сравнению с 2015 годом.   

По этим показателям экономика Украины – более открытая по сравнению с экономиками Китая, Европейского союза (ЕС), Японии и США. Доля их внешней торговли товарами и услугами в ВВП в 2016 году составляла 39,1%, 33,5%, 32,6% и 26,4%, соответственно.    

торговля товарами

Устойчивые тренды внешнеторговых квот ЕС, Японии и США за последнее десятилетие свидетельствуют о том, что развитые экономики нашли баланс между внешним и местным рынками. Внутреннее потребление и развитие национального рынка играют ведущую роль для их экономического роста. Это особенно наглядно проявляется в случае с Китаем. Политика опоры на внутренний рынок привела к снижению доли внешней торговли в ВВП с 70,5% в 2006 г. до 39,1% в 2016 г.   

В Украине сформировалась экономика более открытая для импорта, чем по экспорту товаров. Импортная квота страны была в 2006-2016 годах в среднем на уровне 43,7% по сравнению с 37,9% по экспорту. Фактически, Украина в этот период является донором по добавленной стоимости для международного торгового обмена.

Реальная открытость экономики для международных товарообменов стимулируется новыми зонами свободной торговли (ЗТС). В июне последняя из стран ЕС – Нидерланды – ратифицировала Соглашение об ассоциации Украина-ЕС, и таким образом зона свободной торговли Украина-ЕС получает завершенную юридическую платформу. В этом году Украина и Канада ратифицировали соглашение о зоне свободной торговли. На завершающем этапе находится согласование соглашения о ЗСТ с Турцией, ведутся переговоры о ЗТС с Израилем. Публично обсуждается вопрос о возможных переговорах по созданию ЗТС с Китаем.

Тем не менее, открытая экономика предполагает разумное использование государственных инструментов для достижения баланса обменов и взаимной выгоды с внешним миром. Это проявляется в том, например, что после года действия зоны свободной торговли с ЕС, Украина начала активно настаивать на увеличении квот для поставок своей сельскохозяйственной продукции. Негативный отклик в ЕС приобрел отказ Украины снять мораторий на экспорт леса-кругляка, сохранение пошлины в размере $30/тонна на экспорт металлолома, что, по сути, относится к протекционистским мерам.  

Такие действия Украины направлены на улучшение условий торговли и увеличение своих доходов, защиту отечественной промышленности, повышение доли добавочной стоимости, создаваемой в стране. Вместе с тем, это только отдельные действия, маловероятно, что это системный политический подход.  

Примером политики, ведущей к своеобразному возрождению силы протекционизма, является экономическая политика нового президента США. Главный тезис Трампа - политика глобализации и кардинального расширения зон свободной торговли, проводимая президентами США от обеих партий в последние два с лишним десятилетия, обернулась потерями для американского среднего класса, обогатив финансовую элиту.

За пять месяцев этого года США отказались от транс-тихоокеанской зоны свободной торговли, инициировали переговоры о пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) с Канадой и Мексикой, заявили о готовности возобновить переговоры о Трансатлантической зоне торговли (TTIP) между США и Евросоюзом на справедливых условиях.

Неопротекционистские заявления США вызвали тревогу у торговых партнеров. Они отреагировали достаточно быстро. В начале мая 2017 г. в рамках ежегодного заседания Банка Развития Азии министры финансов Японии, Китая и Южной Кореи сделали совместное заявление – четкий сигнал для США, что их  страны совместно будут сопротивляться всем формам протекционизма.

Только такая сильная экономика как американская может позволить себе активизировать политику здорового протекционизма. Очевидно, что существующая экономика  Украины будет поддерживать двумя руками именно заявление трех ведущих экспорт ориентированных экономик – а именно, заявление за свободу торговли.

 

УкрАгроКонсалт