По словам Плачкова, в первую очередь надо решать именно текущие проблемы, из-за которых не могут произойти изменения. На спецсчетах НКРЕКП сейчас находятся большие суммы, которые неизвестно как используются. Поэтому нужно сформировать нормальный орган для организации ТЭК и создать Энергетический Баланс Украины, который реально покажет, каким количеством ресурсом мы можем распорядиться. И уже лишь потом на базе этих знаний формировать стратегию развития отрасли.
При этом нужно учитывать и современную ситуацию в различных регионах страны. Иногда в зависимости от местоположения не существует альтернативы в выборе энергии — где-то доступен лишь газ и население платит очень высокий тариф. В свою очередь, цена на вторичные и первичные источники снабжения энергии может отличаться в 2-3 раза, а украинская энергоемкость в 3 раза больше, чем у стран той же площади, что и Украина.
Не стоит также забывать, что энергокомпании задолжали 28 млрд гривен различным подрядчикам, которые модернизируют устаревшие энергоблоки.
Йоахим Фурлендер рассказал об опыте внедрения ветряной энергетики в Германии. По его словам, начать развитие возобновляемых источников энергии сейчас намного выгоднее, чем раньше. Если в 1991 году для выработки 3 МВ ветряной энергии нужны были 45 млн евро, то сейчас только 4,5 млн евро. Такое сокращение расходов стало возможным благодаря новым технологиям и улучшению производства ветряных турбин.
В начале 90-х на развитие ветроэнергетики в Германии было выделено 50 млрд евро. Этот вид зеленой энергии был выбран, потому что он является одним из самых дешевых, и главным плюсом является амортизация турбин — у них очень долгий срок годности. Поэтому, если Украина хочет перейти на зеленую энергию, то инвестиции в ветер могут стать одним из самых выгодных решений.
По словам директора одной из главных компаний по производству энергии, большинство реформ, которые сейчас проводятся — ориентированы на решение текущих проблем в отрасли. К тому же, если и проводить реформы, которые улучшат "правила игры", то нужно ориентироваться на технологии будущего, а не те, что сейчас используют развитые страны. Иначе Украина так и будет отставать в энергетической сфере. Например, если в Европе умные счетчики занимают рынок на 78%, то в Украине — 15%.
Если Украина начнет реформировать отрасль в нужном направлении и будет следить за трендами, то к 2030 году 33% автомобилей в стране будут электрическими. В свою очередь, 30% страны будет работать на электричестве, а не на газу. Но в текущей экономической ситуации довольно трудно перейти от устаревшей техники на новую. Если раньше такие компании как ДТЭК проводили по 5-6 реконструкций в год, то сейчас всего 1-2 и это считается неплохим результатом. И это несмотря на сверхдоходы от действия формулы Роттердам+.
Виталий Григоровский рассказал о состоянии распределительных сетей в Украине. По его словам, износ инфраструктуры составляет 60%. Им больше 15 лет, из-за чего теряется до 15 млрд кВ-часов электроэнергии ежегодно. К тому же, среди распределительных сетей 51% требуют капремонта, а 17% — немедленной замены. Такой износ является одной из главных причин высокой энергоемкости в Украине.
Многие спикеры согласились, что энергонезависимость страны возможна при активном использовании зеленой энергии. Ведь, солнце или ветер нельзя импортировать. Но при этом эксперты также утверждают, что нельзя резко менять "правила игры" — этого не поймет бизнес и инвесторы. Нужно адаптировать современную энергетической отрасль Украины под новые технологии. И чтобы это смогло заработать, вначале потребуется улучшить экономическую ситуацию в стране.
© ООО "Агро Онлайн", 2025, support@agro-online.com | Оферта