Ни один год не проходит без громких событий, которые имеют влияние как в целом на мировую экономику, так и на сегмент сельского хозяйства в частности, и 2016 год не стал исключением. В данном материале мы выделили наиболее значимые события, произошедшие на глобальной арене и на рынках ключевых аграрных стран.
К фундаментальным событиям 2016 г., которые уже отразились на агрорынке и будут иметь на него дальнейшее влияние в будущем, стоит отнести достижение странами-членами ОПЕК соглашения о сокращении добычи нефти. Впервые за 8 лет объем добычи топлива будет снижен на 1,2 млн. баррелей в сутки – до 32,5 млн. баррелей в сутки.
Данное решение обусловлено тем фактом, что на протяжении последних 3 лет мировое предложение нефти превышало спрос на нее, в результате чего глобальные запасы черного золота достигли крайне высокого уровня.
В 2016 г. стоимость нефти на мировом рынке повысилась, однако цены на продукцию продолжают оставаться значительно ниже показателей 2014 г. и ранее. Но, несмотря на ценовую привлекательность традиционного топлива, интерес к биопродукции высок.
В частности, в 2016 г. отмечался рост производства биодизеля на 3,3 млн. тонн в год – до рекордных 33 млн. тонн. Основной вклад в повышение данного показателя внесла Индонезия, которая увеличила объем выпуска топлива практически в 3 раза – до 3 млн. тонн. Стремительному росту производства продукта способствовала успешная реализация в стране биодизельной программы, которая предусматривает покрытие для потребителей ценовой разницы между биодизелем и традиционным топливом за счет дополнительного налога с экспорта пальмового масла, введенного в 2015 г. Индонезия планирует наращивать объемы выпуска продукции и в 2017 г., поскольку активные отгрузки пальмового масла позволят аккумулировать значительные фонды для дальнейшего субсидирования биодизельной отрасли.
Также стоит отметить заявление Агентства по защите окружающей среды США (EPA) об увеличении в 2017 г. объема использования биотоплива на 6% в год – до 19,28 млрд. галлонов. Данный шаг выгоден для американских производители биотоплива, в то время как представители нефтегазовой отрасли США заявляют о невозможности достижения планируемого показателя из-за действующих в стране норм максимально допустимого содержания этанола в бензине.
Также о повышении с марта 2017 г. доли примеси биодизеля в транспортном топливе с 7% до 8% заявила Бразилия, которая на фоне данного решения планирует увеличить объемы производства указанной продукции.
Помимо прочего в конце года Еврокомиссия инициировала пересмотр антидемпинговых пошлин в отношении импорта аргентинского и индонезийского биодизеля в ЕС. Данный шаг был сделан после того, как ВТО выдала рекомендации Евросоюзу о приведении пошлины на импорт биодизеля из Аргентины в соответствие с действующими нормами Антидемпингового соглашения и Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 г. Снижение или же полная отмена указанного тарифа будет иметь значительное влияние на мировую торговлю рассматриваемым топливом и приведет к существенной корректировке торговых потоков, поскольку до введения данных ограничений в 2013 г. две страны поставляли в ЕС ежегодно около 2,5 млн. тонн продукции, после чего снизили объемы до 162 тыс. тонн в 2014 г. и 35 тыс. тонн в 2015 г.
Одним из наиболее громких событий 2016 г. стали президентские выборы в США, победу на которых одержал представитель Республиканской партии Дональд Трамп. Для многих его победа стала неожиданностью, что отразилось в падении цен на сырьевых рынках после объявления результатов голосования. В дельнейшем торговые площадки успокоились, но политика нового президента одной из ключевых на мировой арене стран будет приковывать к себе пристальное внимание в 2017 г. и скажется на развитии не только американского сельского хозяйства, но и в целом экономики как США, так и других стран.
Внимание мировой аграрной общественности в течение всего года приковывала своеобразная политика госрегулирования Египта.
Ключевым моментом 2016 г. стали требования Египта к содержанию спорыньи в импортной пшенице. С самого начала года страна не могла дать четкого ответа мировым трейдерам относительно разрешенного уровня грибка в зерновой, заявляя о допустимости его содержания в 0,05% и отклоняя при этом партии пшеницы, которая, казалось бы, соответствовала озвученным стандартам.
Неразбериха в требованиях к закупаемой зерновой и порой противоречащие друг другу заявления различных госструктур Египта относительно данного вопроса привели к игнорированию пшеничных тендеров трейдерами либо завышенным ценам предложения зерновой, в которые закладывались возможные риски, отказам Египта от ряда партий продукции, судебному иску от компании Bunge, чью пшеницу Египет не принял, и в итоге к увольнению главы карантинной службы страны Саада Муссы, который и был инициатором ужесточения требований к качеству закупаемой зерновой.
Лишь в середине лета карантинная служба Египта приняла окончательное решение о допустимом уровне содержания спорыньи в поставляемой в страну пшенице (не более 0,05%, что соответствует международному стандарту). Однако в конце августа правительство Египта вновь запретило импорт зерновой с любым содержанием грибка, что опять всколыхнуло рынок и привело к бойкоту тендеров. Окончательное (по крайней мере на данный момент) решение вернуться к стандарту в 0,05% Египет принял 21 сентября.
В результате стране потребовалось определенное время, чтобы вернуть утраченное доверие экспортеров и возобновить активные закупки пшеницы на международных тендерах. При этом Египет добавил Венгрию, Парагвай и Болгарию в список стран, которые допускаются к участию в тендерах.
Кроме неспособности определиться в вопросах качества пшеницы, негативно на импорте зерновой сказалось и ноябрьское решение Центробанка Египта ввести в стране плавающий курс доллара США, чтобы поддержать национальную экономику и снизить дефицит иностранной валюты. Данная ситуация привела к нехватке наличных средств у импортеров.
Помимо международной торговли, Египту хватало проблем и на внутреннем рынке. По завершении программы закупки пшеницы в госрезерв официально заявленный объем приобретенной зерновой составил около 5 млн. тонн, тогда как изначально планировалось законтрактовать 4 млн. тонн. Однако после проведения пересчета министерство снабжения Египта сообщило о недостаче примерно 4% от указанного объема, а генпрокуратура страны заявила, что часть закупок зерновой была оформлена фиктивно, тогда как реально данные объемы пшеницы отсутствуют. Прокуратура обвинила местных поставщиков, которые работали совместно с государственными представителями в период закупочной кампании, в фиктивной продаже продукции на сумму 621 млн. египетских фунтов ($69,93 млн.). Дальнейшее расследование и выявление фактов мошенничества и коррупции при проведении внутренних закупок пшеницы в госфонд Египта привели к отставке министра снабжения Египта Халеда Ханафи 25 августа, на место которого был назначен генерал-майор Мохамед Али Эль-Шейх, который работал на различных должностях, в т.ч. в департаменте снабжения армии Египта.
Неурожай пшеницы, который наблюдался в Индии в течение последних 2 лет по причине засухи, привел к существенному истощению госрезервов зерновой и, как следствие, скачку цен на продукцию на внутреннем рынке.
Местные мукомолы забили тревогу еще в начале года, обращаясь к правительству с просьбой отменить или снизить 25% пошлину на импорт пшеницы. Однако пока запасы культуры оставались высокими, местные власти отказывались пересматривать ввозной тариф с целью поддержать местных аграриев.
Однако в сентябре 2016 г. правительство Индии все же пошло на уступки, снизив пошлину на импорт стратегической для страны культуры до 10%, а впоследствии обнулив ее в декабре. Данная мера была принята с целью облегчить закупки зерновой на внешних рынках, которые в текущем сезоне уже превысили 2 млн. тонн. По оценкам отдельных экспертов, страна, которая ранее экспортировала крупные объемы пшеницы, в 2016/17 МГ может импортировать 4-6 млн. тонн зерновой против всего 0,52 млн. тонн в сезоне-2015/16.
С целью стабилизировать рынок пшеницы правительство Индии приняло решение о повышении минимально гарантированной цены закупки зерновой урожая 2017 г. на 100 рупий – до 1625 рупий ($23,98) за центнер. Данная мера должна стимулировать фермеров к наращиванию внутреннего производства культуры. Однако местные аграрии столкнулись с определенными проблемами при проведении посевной кампании зерновой ввиду дефицита у них наличных средств на закупку необходимых объемов семян и удобрений, вызванного решением правительства Индии об изъятии из оборота наиболее крупных купюр нацвалюты – банкнот в 500 и 1000 рупий. В результате большая часть действующих в обороте купюр потеряла свою платежеспособность, а их обмен на банкноты нового образца занимает слишком много времени.
В феврале 2016 г. министерство сельского хозяйства Ирана заявило об отсутствии необходимости импорта пшеницы в новом сезоне (начинается 21 марта) на фоне высокого урожая зерновой в стране. В дальнейшем правительство Ирана подтвердило запрет на импорт пшеницы до конца 2016/17 МГ. Вместо закупок зерновой на внешних рынках страна заявила о возможности экспортировать 2-4 млн. тонн продукции.
Также усложнились поставки пшеницы в 2016 г. и в ЮАР. Пошлина на импорт зерновой в страну повышалась в течение года дважды и в августе составила 1591,4 ранда за тонну против 1224,31 ранда за тонну, действовавших с апреля. Причинами увеличения тарифа послужили падение мировых цен на пшеницу и снижение курса валюты ЮАР.
Увеличение пошлины на импорт пшеницы произошло и в Пакистане. 29 августа Координационный комитет по экономике Пакистана (ECC) повысил данный тариф с 40 до 60% для поддержки местных фермеров с учетом низких мировых цен на пшеницу.
Одной из стран, чья роль на мировом рынке в 2016 г. претерпела изменения, является Бразилия. Сезон-2015/16 стал неприятным сюрпризом для местных потребителей кукурузы, которые столкнулись с ее острым дефицитом после того, как девальвация национальной валюты стимулировала активный экспорт продукции в начале сезона, а производство второго урожая культуры оказалось значительно ниже ожиданий. Сложившаяся ситуация привела к скачку цен на продукцию на внутреннем рынке до рекордных отметок.
В результате один из крупнейших мировых экспортеров кукурузы значительно снизил объем отгрузок продукции и был вынужден существенно увеличить ее закупки на внешних рынках. Правительству страны пришлось принять ряд мер для облегчения поставок кукурузы. Так, 19 апреля власти Бразилии приняли решение приостановить действие импортной пошлины на зерновую из стран блока Mercosur сроком на 6 месяцев. В дальнейшем Национальная техническая комиссия по вопросам биобезопасности Бразилии (CTNBio) одобрила импорт трех линий ГМ кукурузы из США для использования в фуражных целях.
В течение многих лет власти наиболее густонаселенной страны в мире стремились стимулировать производство такой стратегической культуры, как кукуруза, и активно наращивали ее госзапасы с целью избежать дефицита зерновой для продовольственных целей. В результате запасы культуры, по оценкам отдельных экспертов, достигли 250 млн. тонн, что превышает ежегодное потребление в стране. При этом длительное хранение привело к снижению качества кукурузы, значительные объемы которой уже не пригодны ни для продовольственных, ни для фуражных целей.
Учитывая также значительный рост цен на продукцию на внутреннем рынке страны, правительство Китая было вынуждено пересмотреть свою политику в данном сегменте. Было принято решение отказаться от стратегии поддерживаемой государством фермерской цены, а также от политики дальнейшего накопления запасов кукурузы. В результате закупки продукции в госрезерв начали осуществляться по рыночным ценам, тогда как ранее зерновая контрактовалась по более высоким ценам.
Еще одним шагом к снижению запасов кукурузы в Китае стало решение о финансовом стимулировании фермеров ключевой провинции по производству зерновой Хэйлунцзян в целях сокращения площадей сева зерновой. В течение ближайших 3-5 лет аграрии региона смогут получать дотацию в размере около 2239 юаней ($335,4) за каждый сокращенный гектар, отведенный в настоящее время под кукурузу.
Заключительным в серии мер для сокращения запасов кукурузы в Китае стало разрешение госкорпорации COFCO и одному из ведущих переработчиков и трейдеров КНР компании Beidahuang на осуществление экспорта кукурузы из страны.
В декабре 2016 г. правительство Турции сообщило о разработке нового национального проекта, реализация которого назначена на начало 2017 г. Проект предусматривает субсидирование производства 19 стратегических культур (пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, овес, хлопок, рис-сырец, соя, подсолнечник, рапс и др.) по 941 сельскохозяйственному региону.
Как ожидается, данное нововведение затронет, прежде всего, кукурузный сектор страны. По условиям проекта активное участие в процессе распределения субсидий будет принимать Турецкий комитет по зерновым (ТМО). При этом в каждом отдельном регионе ТМО впредь не будет закупать у фермеров те культуры, которые не входят в список субсидированных для данного региона. Эксперты ожидают, что данная политика негативно скажется на сегменте кукурузы, так как ранее ТМО выступал для аграриев надежным покупателем зерновой, теперь же в некоторых регионах, где выращивается значительное количество кукурузы, она теряет привлекательность для фермеров. В итоге площади сева под культурой могут сократиться примерно на 30% в новом году, что может привести к активизации закупок продукции на внешних рынках.
Одной из ключевых стран на мировом рынке масличных в 2016 г. стала Аргентина. Еще в конце 2015 г. президент страны Маурисио Макри снизил экспортную пошлину на сою с 35% до 30% и заявил о ее постепенном сокращении на 5% в год до полной аннуляции.
Однако в дальнейшем правительство заявило о невозможности ежегодного снижения данного тарифа вплоть до 2018 г. ввиду ухудшения экономической ситуации в стране.
Осенью 2016 г. власти страны сообщили о планах ежемесячно снижать вывозную пошлину на сою на 0,5% в течение 2018-2019 гг. К концу 2019 г. тариф должен достичь 18%.
В течение года главные конкуренты на мировом рынке пальмового масла – Малайзия и Индонезия – не раз корректировали экспортные пошлины на продукцию.
Весной обе страны вернули ввозные тарифы на пальмовое масло, установив их на уровне 5% (Малайзия) и 3% (Индонезия). В дальнейшем Малайзия несколько раз повышала данный тариф, который достиг в июле 6%, и в декабре сообщила о дальнейшем росте пошлины до 7% с января 2017 г.
В свою очередь, Индонезия с июля вновь отменила 3% пошлину на экспорт пальмового масла.
Крупнейший мировой импортер растительных масел – Индия – 23 сентября понизила ввозную пошлину на сырое пальмовое масло с 12,5% до 7,5% за тонну, на рафинированное – с 20% до 15%.
В свою очередь, Турция, которая является одним из крупнейших мировых импортеров подсолнечного масла, в сентябре 2016 г. приняла решение о повышении ввозного тарифа на рафинированное подсолнечное масло с 50% до 67,5% за тонну. Кроме того, страна повысила пошлину на импорт сырого сафлорового масла с 12% до 36%, переработанного – с 24% до 67,5%.
23 сентября главы КНР и Канады подписали соглашение, которым урегулировали длительный спор относительно максимально допустимого содержания примесей в экспортируемой в Китай канадской каноле, определив его на уровне, не превышающем 2,5%.
Впервые Китай заявил о намерении ужесточить требования к качеству масличной (содержание примесей не более 1%) еще в феврале. По официальной версии, такое желание объяснялось стремлением властей Китая минимизировать риск получения партий, зараженных карантинными объектами. В свою очередь, по мнению операторов рынка, данная мера была искусственным шагом с целью препятствовать импорту масличной, поскольку на тот момент Китай начал программу по распродаже запасов рапсового масла на внутреннем рынке.
Данный шаг был крайне негативно воспринят канадскими экспортерами и неблагоприятно отразился на объемах поставок канолы в Китай. Азиатская страна переносила сроки введения новых требований с апреля на сентябрь, а после продолжительных переговоров согласилась сохранить прежние требования к качеству продукции. Данное соглашение будет иметь силу вплоть до 2020 г.
Говоря о событиях 2016 г., нельзя не остановиться на наиболее громких сделках года, заключенных лидерами мирового агрорынка. Наверное, одной из самых обсуждаемых из них стало слияние химического концерна Bayer (Германия) и американской корпорации Monsanto, достигнутое в сентябре. Переговоры по данному вопросу продолжались с мая 2016 г., и несколько раз Monsanto отказывалась от выдвинутых предложений, считая их неадекватными в финансовом отношении. Окончательная цена покупки 1 акции Monsanto составила $128. Таким образом, общая сумма сделки составила порядка $66 млрд. Окончательное заключение сделки должно состояться до конца 2017 г. после получения необходимых разрешений от регулирующих органов Германии и США.
В феврале китайская государственная химическая компания China National Chemical Corporation (ChemChina) сделала предложение о приобретении химического концерна Syngenta AG (Швейцария) по цене $465 за 1 обыкновенную акцию. С учетом указанной цены 1 акции общее предложение о покупке превысило $43 млрд. 22 августа Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS) дал ChemChina разрешение на покупку Syngenta AG. В свою очередь, Европейская комиссия сообщила об инициировании расследования в отношении данной сделки с целью оценить ее влияние на возможное снижение конкуренции на рынке СЗР и химикатов. Решение по данному вопросу ЕК планирует принять до 15 марта 2017 г.
Также нельзя не отметить тенденцию продажи интернациональными компаниями своих долей в сельскохозяйственных подразделениях, наблюдавшуюся в 2016 г. В частности, китайская государственная корпорация COFCO Limited приобрела 49% акций Noble Agri Limitedвдобавок к имеющемуся 51% и стала единоличным владельцем данной компании. Общая сумма указанной сделки составила $750 млн. Кроме того, Noble Group достигла соглашения о продаже своего американского подразделения Noble Americas Energy Solutions компании Calpine Corp. Сделка, сумма которой составила $1,05 млрд., обусловлена стремлением компании укрепить свое финансовое положение в связи с ростом убытков, связанным с падением мировых цен на сырьевые товары.
Компания Glencore достигла соглашения о продаже 40% своего сельскохозяйственного бизнеса Glencore Agri дочернему подразделению Canada Pension Plan Investment Board (CPPIB). Сумма указанной сделки составила $2,5 млрд. Вырученные от продажи средства Glencore планирует направить на снижение чистой задолженности компании. Кроме того, Glencore достигла договоренности о продаже 9,99% доли в Glencore Agri корпорации British Columbia Investment Management Corp. (BCIMC). Сумма сделки составила $624,9 млн.
Американский зерновой трейдер Archer Daniels Midland Co (ADM) объявил о продаже 19,9% своих акций в капитале австралийской компании GrainCorp Ltd синдикату UBS. Общая сумма сделки составила порядка $286,92 млн. Данная сделка позволит ADM сократить инвестированный капитал в GrainCorp Ltd и высвободить средства для вложения в более рентабельные проекты.
Такими были основные события 2016 г. для мирового рынка зерновых и масличных культур. О том, какими будут последствия рассмотренных нововведений, а также о новых событиях 2017 г. мы с вами сможем узнать уже в ближайшее время.
Виктория Носова
© ООО "Агро Онлайн", 2024, support@agro-online.com | Оферта