Владимир Палиенко: Сахарный завод — это отдельная страна
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Свое название село Заселье в Николаевской области получило потому, что в свое время эти места заселяли выходцы из окрестных регионов. Весомым стимулом оставаться здесь был местный сахарный завод, который давал людям работу и уверенность в завтрашнем дне. В середине «нулевых» территория «Засельского сахарного завода» больше напоминала Припять. Неработающее предприятие разрушалось, село умирало.

Все изменилось с приходом нового хозяина — холдинга «Юкрейниан Шугар Компани» (ЮШК), украинской «дочки» международной корпорации ED&F Man Sugar. В 2007 г. компания приобрела 75% акций «Засельского сахарного завода», начала комплексную реконструкцию и вдохнула новую жизнь в предприятие. Latifundist.com поговорил с генеральным директор ЮШК Владимиром Палиенко о возрождении завода, капитальных инвестициях и будущем сахарной отрасли.

Latifundist.com: Ваша компания уже 10 лет на рынке Украины. Какие достижения могли бы отметить?

Владимир Палиенко: Я начал работать в этой компании в 2008 г. Принял завод в плачевном состоянии. До этого предприятие 5 лет фактически не работало. Было принято решение проводить полную реконструкцию. В 2011 г. мы начали строить свеклоцех. Старый был в «убитом» состоянии. Мы снесли свеклоцех, моечное отделение, эстакаду подачи свеклы, станцию доочистки свеклы. Все это было отстроено заново. Причем за 11 месяцев. Поставили новое оборудование: две диффузии, резки, моечное отделение, новую сырьевую лабораторию, эстакаду удаления жома, подачу свеклы. Реконструировали сокоцеха, провели капитальный ремонт выборки. Фактически все это новое оборудование.

В 2012 г. совместно с шотландцами было создано сельскохозяйственное предприятие — «АТФ «Агро-Дело». Ранее, еще в 2011 г., вырастили 600 га сахарной свеклы, чтобы посмотреть, как она будет выращиваться на орошении. В 2012 г. выращивали ее уже для последующей переработки на заводе.

В 2013 г. мы запустили завод по переработке свеклы. Переработали немного — около 150 тыс. т сахсвеклы. Тяжелый был пуск, потому что фактически на заводе все оборудование заменили новым. Сейчас мы уже четвертый год будем перерабатывать сахарную свеклу. В этом году планируем переработать 400 тыс. т свеклы, получить около 50 тыс. т сахара.

Могу с уверенностью сказать, что сейчас это самый лучший сахарный завод в Украине. Он работает по стандартам Европы. Мы ни в чем не уступаем лучшим зарубежным предприятиям.

Latifundist.com: Какие преимущества в бизнесе дает статус компании с зарубежными инвестициями, представительства международного агрохолдинга?

Владимир Палиенко: Интересный вопрос. Преимущества на самом деле никакого нет. Компания ED&F Man Sugar очень известна, работает уже более 230 лет. Они начинали с бочек рома, а сейчас контролируют около 30% мирового рынка какао и кофе. И это одни из крупнейших продавцов сахара в мире. Они имеют огромный опыт инвестирования в сахарную отрасль. Опять-таки компания хочет развивать этот бизнес в Украине. Вообще в компанию за время работы в Украине было инвестировано $142 млн: на реконструкцию, приобретение нового оборудования, дождевальных машин, сельхозтехники и т.д. Только за последний год было инвестировано $16 млн.

Latifundist.com: За последний год ЮШК также увеличила земельные активы на 4 тыс. га. Какой зембанк считаете оптимальным?

Владимир Палиенко: Земли у нас на сегодняшний день 11 тыс. га, из которых 7 тыс. га — под орошением. Для нас оптимальный земельный банк — 30 тыс. га. Планируем расширяться, так как нам нужно полноценно обеспечивать себя сырьем. Для нормальной работы нам необходимо 600 тыс. т сахарной свеклы. Это оптимум, который у нас должен быть. На сегодня мы сотрудничаем с фермерами в Николаевской, Кировоградской, Черкасской областях. Они выращивают для нас сахарную свеклу.

Из Черкасской области мы поставляем сахарную свеклу ж/д вагонами, у нас оборудована специальная «свекольная» железнодорожная линия. По Николаевской области — автотранспортом. В этом году своей сахарной свеклы у нас будет около 280 тыс. т, остальное — со стороны. Мы финансируем агропроизводителей, которые выращивают сахарную свеклу. Инвестируем, договариваемся, сколько кому нужно средств на гектар для выращивания этой культуры. То есть сырье выращиваем за свои средства.

Уборка урожая

Latifundist.com: Удалось ли создать свою собственную сырьевую базу, не зависящую от внешних факторов?

Владимир Палиенко: Скажем так, на 70%. Но как бы там ни было, всегда должна быть здоровая конкуренция. У нас в этом году с трех полей по 130 га было собрано сахарной свеклы с показателем физического веса 85 т/га. Средняя урожайность — 75 т/га. Зачетная урожайность — 65 т/га. Наши агрономы стараются достичь рекордных показателей. Наша цель — 100 т/га, как во Франции. До этого надо расти, но мы видим, что это реально.

Latifundist.com: Большая часть земли — под орошением, почему выбрали именно такую стратегию?

Владимир Палиенко: Все просто. Мы работаем на юге Николаевской области. Это климатическая зона рискованного земледелия. Засуха бывает часто. Иногда за 2-3 недели жары все сгорает. Поэтому на юге выращивать сахарную свеклу без орошения — большой риск. Но когда есть вода, культура растет, есть солнце — она набирает сахар. А у нас вода и солнце есть всегда. Помимо сахарной свеклы у нас в севообороте пшеница, ячмень, соя, рапс, кукуруза, подсолнечник, даже лен. В нынешнем году посеяли 4,3 тыс. га сахарной свеклы. В прошлом году было 2,1 тыс. га. В 2017 г. планируем увеличивать долю сахарной свеклы. Севооборот пока удается выдерживать.

Latifundist.com: Насколько сложно сейчас в Украине восстанавливать или, как в Вашем случае, создавать с нуля систему орошения?

Владимир Палиенко: Да, мы ее строим заново. В этом году сделали орошение на 4,5 тыс. га. Были закуплены широкозахватные дождевальные машины Zimmatic, Valley. Это капитальные вложения. Понимаете, старая система орошения нам не подходит. Она была сконструирована под старые ДТ-шки: идет трактор, за ним стометровая дождевальная машина, которая просто заливает урожай. А «зимматики» и вся другая американская техника работает иначе. Когда она орошает, словно туман стоит над землей. То есть проводится эффективное орошение с экономией воды, дизельного топлива, электроэнергии и т.д.

Система орошения

У нас есть разные машины: фронтальные (кстати, самая большая в Европе, 1,2 тыс. м), дождевальные машины кругового типа PIVOT и т.д. Конечно, это затратно. Насколько окупаются такие проекты? Все зависит от того, где находится поле. Разный гектар по-разному обходится: от $1,2 тыс. до $2,5 тыс.

Latifundist.com: Куда реализуете сахар?

Владимир Палиенко: Мы стараемся работать с крупными клиентами. Сотрудничаем с Сoca-Cola, Pepsi, «Сандора», «Конти», Roshen, Lauffer Group, «Росинка» и другими. Выдерживаем жесткие «кока-кольные» стандарты. Это качественные показатели цветности, мутности, зольности сахара. Завод сертифицирован по системе FSSC 22000. Мы были первыми среди сахарных заводов в Украине, кто сертифицировался по этому стандарту. В конце ноября планируем провести сертификацию по экологическому аудиту. Также в этом году получили сертификат еврокошер — производим кошерный сахар.

Latifundist.com: Охарактеризуйте общую ситуацию на рынке сахара в текущем маркетинговом году в Украине.

Владимир Палиенко: В этом году должно произойти перепроизводство сахара. Но я считаю, что это будет не критично для отрасли. Приблизительно будет произведено 2,2-2,3 млн т сахара. Урожай в этом году довольно неплохой, так что сахар в стране будет. Что мне особенно приятно, в этом году себестоимость сахара высокая, а многие заводы стали ориентироваться на производство сахара I категории.

Корнеплоды сахарной свеклы

Думаю, около 300 тыс. т сахара будет вывезено в Европу. Для потребностей Украины нужно около 1,5-1,6 млн т сахара. Судя по нынешней тенденции, цены на сахар для производителей неплохие. Главное, чтобы цена не была ниже себестоимости. Ведь каждый бизнес должен зарабатывать деньги.

Заводам надо развиваться. Если мы не будем в них инвестировать, то не сможем эффективно перерабатывать сырье и получать качественный сахар. Думаю, что мои коллеги-сахарщики уже поняли, что сахар должен быть качественным. Третья категория в Европе уже никому не нужна. Должен быть только сахар первой категории. А для этого надо постоянно инвестировать в ремонт, развитие, оборудование, зарплату людей и, конечно, безопасность производства.

Latifundist.com: Что необходимо для того, чтобы ЮШК смогла активнее выходить на внешние рынки?

Владимир Палиенко:  Тут все больше зависит не от государства, а от Еврокомиссии. От них зависит выделение квот. На сегодня ассоциация «Укрцукор», в состав Совета которой я вхожу, активно работает в этом направлении совместно с Минагропродом. Мы хотим выйти на рынок Европы, и мы на него выходим. Мы делаем качественный сахар, и наша цель — выпускать сахар только I категории, работать с большими клиентами уровня Сoca-Cola, Pepsi. С Европой пока тяжело, так как мы на сегодня зависим от евроквоты. В прошлом году она была небольшая — 20 тыс. т. В этом году пока неясно, сколько будет.

Владимир Палиенко, генеральный директор «Юкрейниан Шугар Компани»

Latifundist.com: Есть ли у Вас какие-то проекты по переходу на альтернативные источники энергии, биогазовые установки и т.д.?

Владимир Палиенко: Мы думали о биогазовой установке. Перед нами стояла дилемма — строить жомосушильный цех грануляции или биогазовую установку. Производство биогаза — это довольно заманчиво. Но тут есть риск, что законодательство может в любой момент поменяться. Сегодня есть «зеленая энергия», а завтра уже нет. Это нас сдерживает. Это очень затратный проект — от 5 до 12 млн евро. Боимся, что вложим такие средства, а наша Верховная Рада отменит «зеленый тариф». Так что сделали выбор в пользу жомосушки. Европа использует гранулированный жом. В этом году мы закупили установку для тюкования жома. Мы продаем его в Украине, а в будущем собираемся реализовывать продукцию и за рубеж.

Latifundist.com: Какие инвестиционные проекты планируете реализовать в ближайшее время?

Владимир Палиенко: У нас новый финансовый год начинается 1 октября, поэтому уже запланировали строить складские помещения. Сейчас мы имеем на территории завода 2 склада бестарного хранения сахара (силосы) до 20 тыс. т каждый, сахарный склад на 6 тыс. т. и склад сахара-сырца до 16 т. В ближайшее время хотим построить новый склад на 15 тыс. т для хранения сахара. Параллельно приобретается имущественный комплекс, где будет сберегаться еще 30 тыс. т продукции в мешках по 50 кг. Как я уже сказал, компания также будет вкладывать инвестиции в строительство жомосушильного цеха грануляции и расширение зембанка.

Latifundist.com: В чем видите перспективы развития Вашей компании в Украине?

Владимир Палиенко: Мы сейчас работаем над тем, чтобы развить максимальную мощность. В прошлом году мы смогли выйти на показатель 4 тыс. т/сутки. В этом году планируем дойти до 6 тыс. т/сутки переработки сахарной свеклы. После достижения этой планки у нас будет стоять новая цель — уже 8 т/сутки.

Я убежден, надо развивать мощность. Необязательно иметь несколько сахарных заводов. Можно достигать максимумов и на одном предприятии. Очень хорошо, что наша компания работает в Украине. Ведь любой сахарный завод, где бы он ни находился, — это отдельная страна. Он не зависит от внешней среды. Только необходимо своевременно все подготовить.

К примеру, работает сахзавод, значит, работают железная дорога, автотранспорт, морские порты. Мы работаем с углем, значит, работают шахты, а это все — налоги в бюджет, зарплаты людей. Например, у нас работает 530 сотрудников со средней зарплатой 4 тыс. грн. Выплачиваем день в день. Благодаря тому, что «Засельский сахарный завод» начал работать, многие местные жители вернулись с заработков в п. Первомайское и окрестные населенные пункты.

Latifundist.com: Расскажите о Вашей социальной программе, проектах по благотворительности.

Владимир Палиенко: Мы всегда помогаем местной громаде. В этом году проводили ямочный ремонт автодорог, ремонт канализационного коллектора. Зимой всегда выделяем технику на чистку дорог. В прошлом году за свой счет почистили около 400 км дорог государственного значения. Мы даже не считаем, в какие суммы нам это обходится, но делаем.

Конечно, помогаем важным социальным объектам в Первомайском: детсаду, больнице, библиотеке. В местной школе в этом году меняли старые окна, электропроводку. Мы единственное крупное предприятие на всю округу, поэтому помогаем и другим окрестным селам, где живут наши сотрудники. Оказываем помощь армии — Николаевской десантно-штурмовой 79-й бригаде. В области поддерживаем подразделение Красного креста. Так всего и не вспомнишь. Мы вообще нигде это не рекламируем, но в этом году оказали социальной помощи на сумму около 1 млн грн.

Latifundist.com: За что любите свою работу?

Владимир Палиенко: Никогда не задавался таким вопросом. Просто люблю и все (смеется). Я в сахарной отрасли с 1992 г. По специальности я тоже сахарщик, инженер-технолог сахарной промышленности. Окончил Киевский университет пищевых технологий. Начинал работать на сахарном заводе в Одесской области. Сначала был мастером, потом — начальником смены, главным инженером, директором. Прошел все этапы. Когда встаешь утром и вечером ложишься спать, всегда думаешь про завод и производство. Так что это моя жизнь…

Latifundist.com: Благодарим за интересную беседу!

Илья Есин, Latifundist.com