В Беларуси чаще возникают проблемы с нехваткой фуражного зерна, чем продовольственного – «Барановичхлебопродукт» (АПК-Информ: ИТОГИ №11 (29))
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая



На сегодняшний день на рынке Беларуси работает 17сертифицированных мукомольных предприятий. Одно из них является крупнейшим экспортером ржаной муки в Украину. О специфике работы ОАО «Барановичхлебопродукт» рассказала первый заместитель директора по экономике и маркетингу компании Ирина Каркоцкая.


- Ирина Васильевна, ОАО «Барановичхлебопродукт» является одним из крупнейших предприятий отрасли хлебопродуктов в Беларуси. Расскажите более подробно об ассортименте вашей продукции и объемах производства.

- Предприятие у нас многопрофильное, в его состав входят мукомольное и комбикормовое производства, также есть свиноводческий комплекс. Занимаемся молочным животноводством и растениеводством на собственных сельхозугодиях. У нас практически замкнутый цикл производства, начиная с выращивания зерна, переработки его в муку, комбикорма, в последующем кормление собственного поголовья свиней и КРС, поставка мяса и молока на перерабатывающие предприятия и в свою торговую сеть в г. Барановичи (Брестская обл. РБ) и в г. Минск.

Зерновых наше предприятие перерабатывает около 150-180 тыс. тонн в год. Мощность мельницы пшеничного помола составляет 150 тонн зерна в сутки. Мельница полностью реконструирована, установлено современное чешское оборудование. Мощность мельницы ржаного помола – 120 тонн в сутки, мельница производит муку ржаную обдирную и муку ржаную сеяную. Мощность производства комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы – 17 тыс. тонн в месяц, или около 200 тыс. тонн в год.

С учетом того, что у нас свой свиноводческий комплекс, в котором содержится 80 тыс. голов свиней, а также 3 молочно-товарные фермы с дойным стадом 1260 голов скота, 25% производимых комбикормов направляются на собственные нужды. Все остальные комбикорма реализуются сельхозпредприятиям области. Предприятие имеет большой опыт в производстве комбикормов для птицы (яйценоского и бройлерного направления).


- Какие структурные подразделения входят в состав вашей компании?

- У нас есть свой элеватор, зернохранилища – металлические емкости по 15 тыс. тонн на двух площадках (в Барановичском и Ляховичском районах), есть склады напольного хранения (в Ляховичском, Ивацевичском районах). Емкости для хранения находятся вблизи от поставщиков зерна, что очень удобно, так как минимизируются затраты по перемещению в момент массовой уборки и заготовки зерновых. Также в своем составе мы имеем производственно-технологические лаборатории для проверки качества закупаемого зерна, сырья и производимой продукции.


- Где ваша компания закупает зерно для переработки? Какие у вас основные критерии отбора поставщиков ?

- В основном мы закупаем зерно во время массовой уборки урожая у местных сельхозпроизводителей и храним у себя на элеваторах и складах напольного хранения. Также в Беларуси развита система биржевых торгов, и в случае необходимости мы осуществляем покупку сырья через биржу, возможна закупка посредством проведения тендерных или конкурсных торгов.


- Существует ли в Беларуси дефицит высококачественного зерна для производства муки и круп? Сталкивалась ли ваша компания с данной проблемой?

- В последние годы с учетом развития растениеводства в Беларуси нам удается находить достаточное количество продовольственной пшеницы необходимого, высокого качества на внутреннем рынке. Наше предприятие обеспечено продовольственной пшеницей, чтобы производить пшеничную муку всех марок и сортов в соответствии со стандартами Беларуси.

Около 3 лет назад, когда нам не хватало продовольственной пшеницы с достаточным содержанием клейковины (27-28%), наша компания покупала сырье необходимого качества у российских или казахстанских поставщиков.

Что касается фуражного зерна, бывают годы, когда есть недостаток его на внутреннем рынке, но в основном такое происходит по определенному ассортименту культур: не хватает либо фуражной пшеницы, либо ячменя, либо кукурузы.


- Как, в целом, Вы оцениваете развитие мукомольной отрасли в Беларуси?

- Трудно сказать относительно всей мукомольной отрасли. К примеру, на рынке муки просматривается падение спроса и, соответственно, производства. Стали больше использовать муки ржаной сеяной, при этом меньше муки ржаной обдирной. Однако очень многие предприятия провели техническую реконструкцию своих мельниц. Кроме того, открылись новые макаронные фабрики. В целом по стране отмечается динамика развития отрасли.


- В условиях высокой конкуренции на рынке муки и круп производители подтверждают качество своей продукции международными сертификатами. Какие сертификаты качества имеет ваша компания?

- В марте 2004 года наше предприятие получило сертификат соответствия на систему менеджмента качества по разработке и производству мукомольной, комбикормовой продукции, расфасовке готовой продукции на соответствие требований СТБ ISО 9001-2001, в марте 2007 года было проведено подтверждение действия стандарта, в 2010 году – ресертификация с переходом на новую версию СТБ ISO. В сентябре 2007 года проведена сертификация системы качества и безопасности выпускаемой продукции на мельнице ржаного помола в соответствии с СТБ 1470, в 2011 году была расширена область действия сертификата с распространением системы на продукцию мукомольного производства пшеничного помола. В июле 2008 года проведена сертификация в соответствии с требованиями СТБ 18001. Также у нас имеется сертификат НАССР. Абсолютно все необходимые сертификаты для производства и реализации мукомольной продукции в Беларуси у нас есть. Впрочем, как и у остальных 17 предприятий нашей отрасли.


- Расскажите о рынках сбыта вашей продукции. Какую продукцию экспортируете?

- Ситуация с зерном на рынках Беларуси, России и Украины приблизительно одинаковая. Если хорошая урожайность, она практически у всех. Если год неурожайный, то он неурожайный. Соответственно и по ценам: цены на пшеничную и ржаную муку на рынках этих стран приблизительно одинаковые. Иногда возникает диспаритет цен, связанный с недостатком мукомольной продукции в определенных регионах России или Украины (с учетом заготовки зерна). В таких случаях и появляется возможность поставок муки в данные регионы. Сказать, что спрос стабильный, не могу. Если возникает потребность в нашей продукции, мы эту нишу восполняем. В 2016 году мы много поставили на украинский рынок ржаной муки (5,7 тыс. тонн в январе-сентябре). Были годы, когда большие объемы муки поставляли в Россию, особенно в северные регионы. Потребление ржаной муки в большей степени относится к славянской культуре питания. Комбикорм мы реализуем на территории Беларуси.

С Украиной мы активно работаем по поставкам шротов подсолнечника. Опять же, закупки осуществляются на бирже. Мы ищем поставщиков, которые предоставляют отсрочку платежа, так как такие многопрофильные предприятия, как наше, не имеют высокого уровня рентабельности и прибыльности, однако и не бывают в убытке.


- Имеются ли у вашего предприятия перспективы развития экспорта муки?

- Перспективы есть. Мы ищем рынки сбыта, это в основном российский рынок. С поставками пшеничной муки в Украину ситуация немного сложнее, так как данная страна – зерновая житница, с которой тяжело конкурировать.

Также мы рассматривали возможность поставок пшеничной муки в Китай, однако на данном рынке очень большие квоты. Кроме того, сложная логистика. Мы рассматриваем вариант развития экспорта фасованной муки для торговых сетей, не для промпереработки, не для хлебопечения.


-С какими особенными требованиями импортеров вы сталкиваетесь при экспорте?

- У нас есть линейка мучных смесей – это готовые мучные смеси для блинов, оладий, пончиков, пиццы. Мы столкнулись с проблемой, что для экспорта данной продукции необходимы специальные сертификаты качества, которые у нас в Беларуси получить затруднительно. Нам такой сертификат необходимо получать за рубежом, что является очень дорогостоящей процедурой.

Что касается муки, могут быть какие-то временные ограничения на поставку тем или иным государством, которое желает защитить своего производителя и ограничить импорт.

В глобальных масштабах наша компания никогда не сталкивалась с какими-то особенными требованиями стран-импортеров.

Конечно, если взять во внимание страны ЕС, то там требования к качеству продукции более жесткие. Необходимо сертифицировать продукцию в независимых лабораториях, услуги которых также дорогостоящие. Не имея законтрактованных объемов или заинтересованных в объемах и по цене клиентов, у нас нет интереса получать все дорогостоящие разрешительные документы.


- Какие направления деятельности компании вы планируете развивать в дальнейшем?

- В ближайшей перспективе мы будем развивать одно из направлений своей деятельности – производство комбикормов. Так, на 2017-2020 годы мы планируем реконструировать наш комбикормовый комплекс: появятся новые возможности ввода различных сырьевых компонентов, будет достигнута необходимая точность дозирования, точность смешивания компонентов. Соответственно, будем предлагать комбикорма более высокого качества. Мы хотим не отставать, не оставаться в прошлом. Возможно, попробуем с новыми видами комбикормов выходить на внешние рынки.


Беседовала Юлия Шевченко