Болевые точки рынка пшеницы Казахстана: под влиянием логистики и высокого спроса
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

Первая половина 2018/19 МГ для рынка пшеницы в Казахстане подошла к концу и ознаменовалась активными темпами экспортных отгрузок, ростом цен и логистическими сложностями. О промежуточных итогах зернового сезона в Казахстане и дальнейших перспективах в нашем материале.

 

Производство & потребление

Несмотря на очередное сокращение посевных площадей под пшеницей в Казахстане в 2018/19 МГ, а также влияние неблагоприятных погодных условий, аграриям в текущем сезоне удалось собрать 15 млн. тонн зерновой (оценки USDA) против 14,8 млн. тонн в 2017/18 МГ. Однако неблагоприятные погодные условия в стране препятствовали более существенному росту валового сбора пшеницы. Так, в период посевной кампании в ключевых регионах-производителях отмечались обильные осадки, высокий уровень влаги в почве и низкие температуры, что привело к отставанию сева зерновой в оптимальные сроки. В вегетационный период погодные условия в стране несколько улучшились и способствовали оптимальному развитию посевов пшеницы. Однако возобновившиеся осадки в конце августа 2018 г. задержали начало массовой уборочной кампании в стране, что отрицательно сказалось на качественных характеристиках пшеницы. Многие операторы рынка информировали о проблемах с качеством зерна, в частности о наличии фузариозных зерен и низком числе падения пшеницы.

Что касается динамики внутреннего потребления пшеницы, то в последние несколько сезонов оно остается достаточно стабильным и варьируется в пределах 6,8-7 млн. тонн. Из них в текущем сезоне около 77% пшеницы будет использовано в пищевой промышленности, а около 6% на кормовые цели. При этом постепенное увеличение численности поголовья с/х животных в стране способствует росту кормового потребления зерновой, которое еще в 2016/17 МГ составляло не более 4,9%.

 

Логистика & ценовые тренды

Переходя к ценовой ситуации, нельзя не отметить, что текущий сезон характеризуется динамичным ростом цен на пшеницу. И если в начале 2018/19 МГ поддержку ценам оказывали задержка уборочной кампании зерновой и активизация спроса со стороны как внутренних потребителей, так и ключевых импортеров, то далее ценообразование было неразрывно связано с логистикой.

Уже с октября 2018 г. в стране повторилась ситуация 2017/18 МГ, и участники рынка начали массово сообщать об остром дефиците вагонов. Активный спрос на сельхозкультуры казахстанского происхождения со стороны Ирана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и других стран Средней Азии, плохая оборачиваемость вагонов по причине их несвоевременного возврата привели к транспортному коллапсу и оказали поддержку ценам как на внутреннем рынке, так и на экспортном направлении. Уже к концу ноября цены на пшеницу 3 класса на погранпереходе Сары-Агаш зафиксировались в пределах 185-190 USD/т (175-185 USD/т на конец сентября 2018 г.)

Дальше – больше. После новогодних праздников и восстановления активности торговли, на фоне высокого спроса на пшеницу со стороны покупателей, а также ввиду волатильности казахстанского тенге по отношению к доллару США, цены на зерновую достигли своих максимальных показателей. Так, к третьей декаде января т.г. цены предложения на пшеницу 3 класса варьировались в пределах 200-210 USD/т DAP. При этом цены предложения на пшеницу с высокими качественными характеристиками (клейковина 28-30%) озвучивались на уровне 215-218 USD/т DAP. В свою очередь, цены спроса на высокопротеиновую пшеницу 3 класса (клейковина 28-30%) на внутреннем рынке страны достигали 67-69 тыс. тенге/т EXW. Поддержку ценам также оказало повышение стоимости ж/д тарифов и постепенное сокращение конечных запасов зерновой в стране.

К концу января активный рост цен на пшеницу на экспортном рынке прекратился не столько благодаря незначительной стабилизации ситуации с логистикой, а прежде всего ввиду невысокой покупательной способности традиционных импортеров, в частности покупателей из стран Центральной Азии, которые считали установившиеся цены неприемлемо высокими. В свою очередь, цены на внутреннем рынке продолжали незначительно повышаться при поддержке высокого спроса со стороны мукомольных компаний на фоне ограниченного количества предложений крупнотоннажных партий зерна. Стоит отметить, что цены спроса на пшеницу 3 класса варьировались в пределах 62-70 тыс. тенге/т в зависимости от качественных характеристик.

 

Экспорт

Отличительной чертой текущего сезона являются высокие темпы экспорта. Так, согласно обновленным оценкам экспертов IGC, экспорт пшеницы (зерно + мука в зерновом эквиваленте) из Казахстана в текущем сезоне может достичь 8,5 млн. тонн против 8,4 млн. тонн по результатам 2017/18 МГ.

Лидером среди покупателей пшеницы казахстанского происхождения, по данным Комитета таможенного контроля МФ Казахстана (июль-ноябрь 2018 г.), традиционно стал Узбекистан, который продолжает наращивать объемы закупок зерновой и импортировал 845,9 тыс. тонн против 681,6 тыс. тонн в аналогичный период минувшего года. Второе место занял Таджикистан, закупивший 455,6 тыс. тонн казахстанской пшеницы против 480,5 тыс. тонн. Стоит отметить, что в текущем сезоне в тройку лидеров вошел Китай, импортировав в отмеченный период 261,5 тыс. тонн, что значительно выше показателя минувшего сезона в аналогичный период – 61,5 тыс. тонн. Рост поставок пшеницы из Казахстана в КНР обусловлен значительным сокращением производства зерновой в Австралии, сложными торгово-экономическими отношениями между США и Китаем, а также растущим спросом со стороны китайских переработчиков на фоне сокращения внутреннего производства зерновой.

Туркменистан и Азербайджан замыкают пятерку основных импортеров казахстанской зерновой, закупив 211,1 и 163,7 тыс. тонн соответственно.

 

Подводя итоги, стоит отметить, что колоссальное влияние на рынок в первой половине сезона оказывали логистические проблемы, которые становятся уже традиционными для Казахстана. В свою очередь, во второй половине сезона влияние на площадку пшеницы будут оказывать валютный фактор, спрос со стороны ключевых импортеров, а также сокращение внутренних запасов зерновой в стране.

 

Полина Калайда