Экспорт муки – это постоянная напряженная работа – Евгений Ган (АПК-Информ: ИТОГИ №12 (54))
Современная агрономия: прозрачная, управляемая и прогнозируемая

 За счет достаточного количества качественной пшеницы с высоким содержанием протеина, а также выгодного географического расположения по отношению к странам Средней Азии, которые являются ключевыми импортерами муки, Казахстан уверенно занимает вторую позицию в рейтинге мировых экспортеров.

Долгое время ключевые рынки сбыта казахстанской муки оставались неизменными, однако сейчас эти страны активно занялись развитием собственного мукомольного производства, что стало определенным вызовом для Казахстана. И без тесного сотрудничества государства и частного бизнеса разрешить ситуацию будет крайне сложно.

О том, как складывается ситуация на казахстанском рынке зерна и продуктов его переработки, а также о перспективах его дальнейшего развития ИА «АПК-Информ» рассказал Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

 

- Евгений Альбертович, начать хотелось бы с пары слов о производстве пшеницы в Казахстане в динамике последних лет. Поделитесь своими оценками.

- В Казахстане принята программа по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур. Если еще 7-8 лет назад пшеница была монокультурой и посевные площади под ней доходили до 80-82%, то теперь данный показатель составляет 60%. В целом перед нашими аграриями стоит задача добиться того, чтобы через 5 лет сократить их до уровня 46%, а оставшиеся площади отвести под возделывание масличных, технических, кормовых культур и т.д. Одновременно с этим аграрии работают над повышением урожайности, что позволяет несколько нивелировать уменьшение объема валового сбора. Так, благодаря развитию технологии производства за последние 4 года, несмотря на сокращение посевных площадей, объем валового сбора пшеницы в Казахстане не то что не уменьшился, а даже несколько возрос. 

 

- Как продвижение данной программы повлияло на объемы экспорта зерна и муки из Казахстана?

- Отмечу, что в программе произошли определенные изменения, связанные с приходом нового руководства. В частности, данные изменения коснулись животноводческого сектора. Если еще 2 года назад этот сегмент рассматривался как перспективный для внутреннего развития, то сейчас ставки делаются на прирост экспортного потенциала, который может быть достигнут за счет всемерного развития животноводства.

По итогам 2017/18 МГ Казахстан поставил на внешние площадки зерна и муки в пересчете на зерно 10,5 млн. тонн, что на 2,2 млн. тонн больше, нежели в предыдущем. И это при том, что показатели производства сопоставимы с прошлогодними. Однако необходимо заметить, данный показатель отчасти был достигнут за счет реэкспорта российской агропродукции. Также хочу отметить, что, хотя доля экспорта муки снизилась, в целом объем экспорта мукомольной продукции относительно стабилен. Это наблюдение многих лет. Если экспорт зерна – это экспорт излишков, то поставки муки более постоянны, так как, по сути, являются продажей продовольствия и в данном контексте важную роль играют потребительские привычки.

 

- Относительно объемов и географии экспортных поставок что-то изменилось за последнее время?

- Объем экспорта казахстанской муки в 2016-2017 гг. составил порядка 2,3 млн. тонн. Такой прирост был достигнут за счет того, что, на фоне стагнации объемов экспорта муки по ряду стран, падение общих объемов компенсировалось резким ростом экспорта муки в Афганистан.

Основные поставки казахстанской муки традиционно осуществляются в Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан. В направлении этих стран экспортируется порядка 98-99% нашей муки. Однако в последнее время в этих странах отмечается устойчивая тенденция наращивания перерабатывающих мощностей и развития собственного мукомольного производства. Для этого они применяют те или иные меры тарифного ограничения торговли. В частности, Таджикистан уже на протяжении ряда последних лет сокращает объемы импорта казахстанской муки в пользу увеличения объемов импорта пшеницы и для этого использует разный входной НДС на зерно и муку (10% и 18% соответственно). Например, Узбекистан ввел импортную пошлину на муку в размере 10%, что позволило ему с 2011 г. по 2018 г. построить частные мельницы общим объемом производства 1,5 млн. тонн в год, тем самым создав хорошую базу для собственной переработки. Такие ограничения создают преференции на ввоз зерна. Так, если в 2009 г. в общем объеме экспорт муки в Таджикистан занимал 20%, то теперь – 2%. В свою очередь, объем экспорта муки из Казахстана в Узбекистан с 2012 г. снизился с 67% до 35%.

Сейчас Казахстан во многом «спасает» Афганистан, который импортирует порядка 66-67% общего объема экспорта муки из Казахстана. При этом для нас он является наиболее удаленным регионом, и доставка туда не из дешевых удовольствий. Однако снижение мировых цен на зерно вследствие рекордно высоких объемов экспорта пшеницы из России и Украины, отмечающееся в последние несколько лет, сделало Пакистан фактически «непроходным» в направлении Афганистана, что позволило нам нарастить объемы экспорта муки в Афганистан. Так, в прошлом году мы поставили более 1,5 млн. тонн муки в данном направлении.

 

- Исходя из этого, какие Вы видите перспективы дальнейшего экспорта муки?

- Анализируя экспорт муки по странам в динамике последних лет, можно отметить плавное снижение объемов импорта муки Узбекистаном на фоне резкого увеличения объемов импорта пшеницы. В Таджикистане данная тенденция началась еще раньше. В таких условиях не считаю возможным увеличение объемов экспорта муки в указанные страны.

Одной из задач мукомольной ассоциации Казахстана является преодоление торговых барьеров при экспорте агропродукции в те или иные страны. Но я считаю, что не стоит себя обманывать. Если мы будем продолжать осуществлять экспорт пшеницы и муки в эти страны, то вполне естественно, что предпочтение будет отдаваться закупкам сырья.

Более того, на последних переговорах между Казахстаном и Афганистаном, в которых я принимал участие, афганская делегация заявила о ряде изменений в политике развития сельского хозяйства и намерении закупать 2,2 млн. тонн пшеницы. Это решение обусловлено наличием в государстве порядка 100 мельниц, которые сейчас простаивают. Однако в настоящее время открытым остается вопрос наличия специалистов, которые смогли бы работать на этих перерабатывающих предприятиях. Тем не менее, для долгосрочных планов по развитию мукомольной отрасли Казахстана это необходимо учесть. Примером может послужить Индонезия, которая еще 8-10 лет назад рассматривалась как перспективный рынок сбыта муки, а сейчас мы видим, как кардинально изменилась политика закупок этой страны. Хотя я и тогда слабо верил в такие радужные перспективы. В настоящее время рынок Средней Азии сокращается с точки зрения объемов импорта муки, что ставит перед нашими мукомолами задачу диверсификации рисков.

 

- Какие рынки считаете потенциальными для наращивания объемов экспортных поставок муки?

- Китай является перспективным рынком сбыта, и из года в год Казахстан наращивает объемы экспорта в данном направлении. Ключевым вопросом при сотрудничестве с данной страной являются квоты.

Также в качестве перспективного направления отгрузок рассматривается Россия, на которую сейчас приходится всего порядка 0,5% в структуре экспорта казахстанской муки.

 

- В сложившихся условиях за счет чего мукомолам Казахстана удалось выйти на столь высокие показатели экспорта в прошлом сезоне?

- Можно сказать, наш успех в 2017/18 МГ во многом связан с рекордным зернопроизводством в России в 2017 г., которое привело к тому, что во многих регионах РФ зерно реализовывалось по ценам ниже себестоимости. За счет того, что большие объемы пшеницы были собраны в областях, расположенных вблизи Казахстана, часть этих объемов поступала на наш рынок. Это объясняет тот факт, что в 2017 г., несмотря на практически такие же объемы производства пшеницы в Казахстане, как и в 2016 г., нам удалось увеличить объем экспорта зерна и муки на 2,2 млн. тонн и существенно нарастить переходящие остатки. В официальной статистике этого, конечно же, нет.

 

- Как это отразилось на ценовой ситуации в секторе мукомольной продукции?

- Практически весь сезон, прогнозируя сценарий развития ценовой ситуации в 2018 г., мы говорили, что большие переходящие остатки пшеницы в России будут оказывать давление на цены. По факту, как только мы выбрали крупные объемы пшеницы в пограничных с Казахстаном областях (а это еще и совпало с началом посевной), оценка переходящих остатков пшеницы в РФ была понижена, тем самым став фактором, оказывающим поддержку ценам.

 

- В настоящее время что Вы считаете ключевыми вызовами, стоящими на пути дальнейшего развития отрасли и оказывающими на нее наибольшее влияние?

- Экспорт муки – это процесс. Наладить поставки муки в те или иные страны и, как говорится, спать спокойно нельзя. Это постоянная напряженная работа, причем в большей мере на правительственном уровне. Бизнес пришел и завоевал рынки сбыта, создал бренд, а вот удержать их путем налаживания долгосрочного сотрудничества – это уже задача государства. Особенно это важно в период, когда правительство страны-импортера вводит какие-либо защитные меры с целью ограничения импорта и поддержания собственной перерабатывающей отрасли. Здесь уже должны вступать в силу межправительственные соглашения о принципах торговли.

Говоря о геополитических интересах, мы всегда рассматривали Россию и Китай. Это 2 наших ближайших соседа, и естественно, что тенденции развития экономики в этих странах оказывают колоссальное влияние на наш рынок. На сегодняшний день можно с полной уверенностью говорить, что со сменой правительства в Узбекистане перед нами стоит уже не 2, а 3 вызова.

Новое правительство Узбекистана активно принимает последовательные решения по развитию экономики. Сейчас отставание в развитии они компенсируют семимильными шагами. Показательным в данном вопросе является даже то, что стоимость экспортных товаров из Казахстана в Узбекистан в расчете на тонну в 3 раза ниже, нежели в обратном направлении. Это свидетельствует о том, что Узбекистан поставляет в Казахстан продукцию с высокой добавленной стоимостью, при этом, как правило, закупая сырьевые ресурсы.

 

- Что в себя включает господдержка в Узбекистане или за счет чего были достигнуты такие результаты?

- Да, безусловно, в этом вопросе многое значит поддержка со стороны государства.

Правительство Узбекистана практически каждые две недели принимает новое постановление, направленное на развитие той или иной отрасли. Согласно постановлению кабинета министров Республики Узбекистан от 24 августа т.г., экспорт муки разрешается осуществлять частным мельницам, а все ввозимое зерно освобождается от любых платежей.

Сегодня в Узбекистане действуют 54 постановления президента, направленные на стимулирование развития сельского хозяйства.

К тому же немаловажную роль в развитии мукомольной отрасли играют производственные затраты. Если продолжать сравнение с Узбекистаном, то затраты на электроэнергию, воду и газ в Казахстане в 3 раза выше, затраты на отопление на 60% выше, а на водоотведение – на 95%. И рабочая сила раза в два дешевле.

Таким образом, по целому ряду показателей удельные затраты на производство готовой продукции в Узбекистане в 2 раза ниже, чем в Казахстане.

 

- По Вашему мнению, как это может отразиться на торговле казахстанской мукой?

- Учитывая политику, которой придерживается Узбекистан, я считаю, что узбекская мука из казахстанского зерна будет активно поставляться на афганский рынок, тем самым составив серьезную конкуренцию муке, экспортируемой из Казахстана.

Я считаю, что в нашем регионе, к сожалению, нет тенденции увеличения емкости рынка муки.

 

- Какие меры в настоящее время предпринимает правительство Казахстана для улучшения ситуации? Расскажите подробнее о Программе развития АПК.

- В Послании Президента Казахстана Н.Назарбаева народу Казахстана говорится о том, что аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции как минимум в 2,5 раза в течение 5 лет.

Представители зерноперерабатывающей отрасли, в полной мере осознавая грандиозность поставленной задачи, ответственно заявляют о готовности выполнить поручение Президента в полном объеме.

На сегодняшний день мы, понимая всю сложность условий, в которых находится мукомольная отрасль, разработали Дорожную карту. Одним из ее элементов является развитие новых логистических коридоров. Мы предлагаем развитие транспортного коридора перевозки муки и других сельскохозяйственных грузов в Афганистан через территорию Туркменистана. Данное предложение получило поддержку на политическом уровне. Введение этого направления сделает доставку агропродукции из центрального и западного регионов Казахстана более выгодной и удобной.

 

- Какие еще важные положения содержит в себе Дорожная карта?

- В целом она содержит в себе общесистемные меры по развитию мукомольной отрасли Казахстана. Ключевые ее положения направлены на реализацию таких задач:

  • • Определить на государственном уровне госорган, в компетенцию которого входили бы вопросы развития внешней и внутренней торговой политики

  • • Расширение компетенции Министерства сельского хозяйства РК. Переименование МСХ РК в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК или в Министерство продовольственной безопасности РК

  • • Формирование системных мер внешней и внутренней торговой политики в Министерстве сельского хозяйства РК

  • • Выработка системных мер по поддержке торговли и мер зеркального реагирования.

 

В частности, в среднесрочной перспективе это позволит:

- проработать вопрос по переходу от субсидирования к льготному кредитованию. Предлагается установить конечную ставку для заемщика на уровне 4% годовых сроком не более 15 лет;

- ввести упрощенный механизм возврата НДС, при котором возврат НДС осуществлялся бы в автоматическом режиме для предприятий, имеющих пятилетнюю чистую налоговую и кредитную историю;

- исключить мукомольные предприятия из п. 9 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения НДС, предъявляемой к возврату;

- проводить мониторинг состояния рынков и планов развития перерабатывающих отраслей;

- проводить информационный обмен данными по экспортным отгрузкам и внутри страновым перевозкам зерна и муки между КТЖ и УзЖД (по данному пункту уже есть принципиальная договоренность);

- внести изменения в действующий закон по трансфертному ценообразованию в части определения МНЭ РК официальным источником информации по экспортным ценам продукции.

 

- В завершение благодарю Вас за интересную беседу и прошу сказать пару слов о перетоках грузов в рамках Евразийского экономического союза. Чем, по Вашему мнению, это обусловлено?

- В декабре 2017 г. Продовольственная контрактная корпорация с целью поддержания сельхозтоваропроизводителей Казахстана приняла решение закупить пшеницу по 42 тенге/т (при рыночной цене на тот момент 37 тенге/т). В результате резкое повышение закупочной цены на внутреннем рынке Казахстана способствовало увеличению количества предложений зерна российского происхождения. Порядка 1,5-1,8 млн. тонн зерна мы импортировали из России. Похожая ситуация с перетоками внутри стран ЕЭП, только с мукой, отмечалась и в Киргизии. Так, согласно официальной статистике, объемы поставок в данном направлении очень малы, а по факту 450 тыс. тонн казахстанской муки туда доставляется автотранспортом и не попадает в статистику. Я считаю, что вопрос перетоков грузов в странах ЕАЭС весьма проблемный, так как ведет к ряду неучтенных объемов экспорта, которые та или иная страна могла бы добавить к общим показателям, но не может, так как этих данных нет в статистике.

 

Беседовала Анна Танская